РЖД поборется с фирмой Игоря Ротенберга за право разработать платформу для взимания плат на дорогах
Государственная компания «Автодор» планирует запустить Единую цифровую платформу взимания платы (ЕЦП ВП) на дорогах. Об этом свидетельствует сайт госзакупок. Тендер стоимостью в 129 миллионов рублей был размещен еще в конце прошлого года, но протоколы рассмотрения заявок были опубликованы 30 января. В качестве претендентов на контракт рассматривается дочка РЖД и фирма, связанная с Игорем Ротенбергом — сыном Аркадия Ротенберга. В техническом задании закупки говорится, что ЕЦП ВП предназначена для автоматизации и контроля сбора платы за проезд по платным дорогам, которые находятся под управлением «Автодора». В документации, размещенной на сайте госзакупок, описывается с десяток задач, которые должна выполнять платформа. Среди них: информирование пользователей через смс и по электронной почте о способах оплаты проезда, тарифах и историях платежей. ЕЦП ВП будет следить за нарушителями, управлять тарифами, скидками и абонементами. Систему интегрируют в сервисы государственной компании — это сайт «Автодор — платные дороги», личный кабинет пользователя и мобильное приложение «Автодор». «Пользовательский интерфейс должен корректно отображаться на разрешениях 1024x768 и выше, должен быть понятным и удобным, не перегруженным графическими элементами. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме», — перечисляет требования к эргономике «Автодор». В техническом задании сказано, что платформа разрабатывается для трассы М4 «Дон». После чего ее запустят на платной дороге М11 «Москва – Санкт-Петербург» и М3 «Украина». Заказчик отмечает, что в будущем ЕЦП ВП может заработать и на других шоссе: «Должна быть учтена перспектива добавления новых объектов для взимания платы государственной компанией (проектируемые и строящиеся дороги: Центральная кольцевая автомобильная дорога А113 «Москва — Нижний Новгород — Казань» и другие)», — отмечает заказчик. К участию в конкурсе допустили две компании — АО «Компания ТрансТелеКом» и ООО «Казань-Телематика». Первая фирма — это дочернее предприятие РЖД. Структура собственников второго общества немного посложнее. Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», «Казань-Телематика» принадлежит Национальным телематическим системам (НТС). В СПАРКе совладельцами НТС указаны три бизнесмена: Алексей Нащекин, Андрей Шипелов и Игорь Ротенберг. Алексей Нащекин владеет 10% компании. Ранее он занимал пост замгендиректора Ростелекома. В СМИ мужчину называют одним из «отцов» «Электронного правительства» и «Платона». У Нащекина уже был опыт в разработке цифровых платформ. 11 апреля 2018 года бизнесмена арестовали по делу о создании Единой интеллектуальной системы обеспечения деятельности (ЕСОД) для МВД, которая предусматривает объединение всех коммуникаций в подразделениях министерства. Следствие считает, что Нащекин имеет отношение к делу бывшего руководителя НПО «Специальная техника и связь» МВД России — Андрея Нечаева. Ведомство предъявило к нему иск на сумму 1,4 миллиарда рублей. Его подозревают в превышении должностных полномочий — якобы Нечаев принял у подрядчика незавершенные работы и оплатил их. Коммерсант со ссылкой на источники пишет, что Нащекин в данном случае выступал посредником между МВД и подрядчиком. Остальные 90% компании НТС поделены между Андреем Шипеловым и Игорем Ротенбергом. Шипелов — бывший директор по развитию подконтрольной Росимуществу «Российской Венчурной Компании», которая занимается продвижением инновационных продуктов в России. В свою очередь миллиардер Игорь Ротенберг — сын Аркадия Ротенберга, заслуженного тренера России, олигарха, который занимался в одной секции самбо и дзюдо с Владимиром Путиным. Структуры Ротенберга уже получали контракты, связанные с платными дорогами. В 2011 году фирма «Объединенные системы сбора платы» (ОССП), аффилированная на тот момент (по данным «Ведомостей») с олигархом, выиграла конкурс на управление участком дороги М4 «Дон» длиной в 408 километров. Задача компании — содержать дорогу и взимать плату за проезд. Тогда — так же, как и в этом году — в конкурсе приняли участие две фирмы. Соперником Ротенберга выступила французская Vinci, которая впоследствии отказалась от участия в конкурсе. Компания «не имела возможности представить конкурсное предложение в полном соответствии с требованиями конкурса», писали журналисты «Ведомостей» со ссылкой на письмо представителей «Автодора».