В "Доме экономиста" обсудили проблемы Арктики

МОСКВА, 1 февраля. 31 января в "Доме экономиста" состоялся научный форум Вольного экономического общества России "Абалкинские чтения" (0+), посвященный экономическим, геополитическим, социальным и экологическим проблемам Арктики. С основным докладом выступил Валерий Крюков, директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. Профессор подчеркнул, что в основе арктической экономики лежит освоение уникальных природных объектов и комплексов, в связи с чем возникает важная проблема – это ликвидация промыслов и объектов. По мнению экономиста, необходим пересмотр организации этого процесса: "Неправильно изымать весь дополнительный доход в пользу собственника природного объекта, так как существуют большие расходы, связанные с нейтрализацией воздействия хозяйственной деятельности на ранимую природу Арктики. Когда появляется необходимость ликвидации производственных объектов, оставленных нефтяниками, встает вопрос – за счет каких ресурсов и в рамках каких процедур это должно происходить? Этот вопрос в России остается открытым". Анатолий Шевчук, член Правления ВЭО России, директор СОПС по вопросам экологии и природопользования, выделил проблему ликвидации будущих экологических ущербов. "Планируется построить 425 объектов, но кто будет ликвидировать эти заводы и платформы через 50 лет, когда они придут в негодность? Должны быть разработаны документы по экологической безопасности в Арктике. Необходимо анализировать крупные проекты на наличие последствий, накапливать деньги в ликвидационных фондах, и, конечно, заниматься вопросами мониторинга", – отметил профессор. Василий Богоявленский, член Правления ВЭО России, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, подчеркнул, что особое внимание в Арктике нужно обратить не только на экологические проблемы, но и на импортозамещение: "Я побывал почти на всех платформах, больше 80% оборудования зарубежное. Нам нужно идти по пути импортоопережения, а не импортозамещения". Экономическое будущее Арктики тесно связывают с развитием судоходства на Северном морском пути. Поставлена задача – к 2024 году довести его до 80 млн тонн. Получится ли достичь таких показателей? Новую жизнь транспортной артерии обсуждали участники Абалкинских чтений. Светлана Липина, заместитель председателя Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, поделилась мнением относительно будущего объема грузопотока: "Мы считаем, что 75 - 80 млн тонн – достижимая цель. Но говорить сейчас "да, мы выйдем на эту цифру" неправильно. Мы не можем экономически подкрепить эту информацию. Показатели, заложенные в нацпроекты, лишь в 20% наблюдаемы, нет методик их подсчета". Андрей Островский, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, посвятил свое выступление Китаю и его интересу к Северному морскому пути и возможностям внедрения в Арктику. "Российская сторона может включиться в реализацию китайской инициативы "Один пояс – один путь", используя Северный морской путь, – заявил Островский, – Таким образом, будет создан дополнительный маршрут из Восточной Азии в Северную Европу". Виктор Полтерович, член Правления ВЭО России, академик РАН, отметил низкую эффективность программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны: "Мы должны учитывать мультипликативный эффект, рассматривать совокупность проектов, касающихся разных отраслей народного хозяйства и оценивать их совместно, только в этом случае можно рассчитывать на результат. Такого рода программы должны быть результатом совместной деятельности государства, бизнеса, банковского сообщества и гражданского общества в целом". Александр Широв, член Правления ВЭО России, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, увидел основную проблему в "девизном" характере, которое носит развитие Арктики. "В указ президента попала цифра объема перевозок по Северному морскому пути, кроме того, в Арктике реализуются некоторые проекты оборонного характера, но целостного понимания, что будет происходить в Арктике в ближайшие десятилетия, у нас нет, – заметил экономист, – это связано с тем, что в стране утрачена культура комплексного социально-экономического анализа и прогнозирования". Борис Порфирьев, член Президиума ВЭО России, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, поддержал коллег-экономистов. "Территориальные, межотраслевые разрывы характерны для российской экономики. В Арктике это ощущается наиболее болезненно. В огромном стратегическом регионе, если исключить нашу военную составляющую, доминируют корпоративные интересы, – отметил академик, – Должны быть задействованы все игроки рынка, включая коренное население, без которого мы не сможем построить экологически адаптированную экономику. Арктика должна стать мегапроектом, увязывающим много сопряженных друг с другом решений, как в территориальном, так и в отраслевом плане". Итог Абалкинским чтениям подвел Валерий Крюков: "Арктика сама по себе – это фантазия. Ее нужно рассматривать во взаимосвязи с проблемами развития российской экономики. В основе должны лежать не столько программы и стратегии, сколько простые подходы, связанные с управлением природно-ресурсными потенциалами, процессами лицензирования, контроля и мониторинга прав пользования природными ресурсами".