Теплосети износились из-за недофинансирования
В России изношено около трети (29%) всех теплосетей, ежегодно необходимо обновлять 4−5% инфраструктуры. Государство предлагает модернизировать систему за счёт частных инвестиций, например, концессий. В свою очередь, обслуживающие теплосети компании напоминают властям, что речь идёт об острейшей социальной проблеме, а вовсе не о бизнесе. Хроническое недофинансирование бьёт в конечном итоге по людям. Особенно часто прорывы теплотрассой случаются зимой, в лютый мороз без отопления остаются десятки тысяч россиян. Накануне, в Барнауле прекратилась подача отопления и горячей воды в 224 жилых здания, 17 соцобъектов и 29 административных сооружений. Ранее ещё более масштабные аварии произошли в Самаре и Твери, где прорвало магистральные трубопроводы. Как пояснили в Минстрое «Известиям», работа по замене изношенных теплосетей должна вестись ежегодно, поскольку только такой подход позволит поддерживать оборудование в устойчивом состоянии. «Условно говоря, если мы заменили 100% сетей, а потом 10 лет ничего не делаем, то накопленный эффект нас догонит», — отмечают в ведомстве. В госпрограммах не заложено ни рубля По оценкам экспертов, ежегодно на эти цели требуется около 300 млрд рублей, тогда как сегодня в госпрограммах на модернизацию теплосетей не заложено ни рубля: основной упор сделан на обновление систем очистки воды. «О проблеме изношенности коммунальной системы в стране не первый год говорят представители и отрасли, и регионов, и эксперты. В отдельных муниципалитетах, в том числе в малых городах, этот износ достигает 80%», — рассказывает News.ru исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Продукт советской эпохи По её словам, инфраструктура тепло- и водоснабжения — детище советских времён, со всеми изъянами, свойственными ушедшей эпохе. Это касается, в частности, водопроводной воды, зачастую не соответствующей санитарным нормам. Кроме того, это оборачивается увеличением платежей — то есть, при сравнительно низких тарифах люди платят за потери, за неэффективность самой системы. «К сожалению, частный бизнес крайне неохотно идёт в сферу ЖКХ. Сейчас концессионные соглашения заключаются на уровне муниципалитетов. Информация там крайне разбросана. У Минстроя есть реестр концессионных соглашений, но он закрытый», — поясняет Разворотнева. НП «ЖКХ Контроль» пыталось проанализировать концессии, заключённые в крупных городах и наиболее интересные для бизнеса. Организация сделала вывод, что сотрудничество с предпринимателями не принесло ощутимых результатов: деньги не вкладываются, практически нет заёмных средств, соглашения не выполняются. То есть, в России по-прежнему очень мало таких концессий, когда пришёл частный бизнес, привёл деньги со стороны, вложил их и получил прибыль за счёт увеличения эффективности. Чаще всего, происходит наоборот: «приходят ребята, которые сразу просят повысить тарифы, пытаясь положить нагрузку на потребителей». Либо, это контракты, по которым вложения осуществляются в течение 30 лет, что является очень странной схемой. Деньги местных бюджетов Если же обратиться к мировой практике, продолжает Разворотнева, то порядка 65% затрат на инфраструктные проекты — это деньги бюджетов. И в России по действующему законодательству именно органы местного самоуправления отвечают за обеспечение тепло, водо- и газоснабжения. Однако в реальности в местных бюджетах денег на это нет. Как и соответствующей квалификации, чтобы работать с инвесторами. А инвесторы не идут в эту сферу, поскольку банки считают такие займы ненадёжными. «Нам необходима отдельная госпрограмма, которая даст толчок к позитивным переменам. Никто не требует тратить бюджетные деньги: потребности отрасли оцениваются в триллионы рублей. Но задача государства — обеспечить более высокую безопасность и привлекательность для бизнеса за счёт разных инструментов. Где-то — госгарантии, где-то — рефинансирование кредитов, где-то — софинансирование», — говорит аналитик. По её словам, предлагалось создать полноценный институт развития на базе Фонда содействия реформированию ЖКХ, по аналогии с единым экологическим оператором. Но дальше идеи дело не пошло. Хотя в Фонде имелись деньги на модернизацию коммунальной инфраструктуры, Минфин настоял, чтобы эти деньги выделялись только на субсидирование процентной ставки и подготовку проектно-сметной документации. На этих условиях регионы не обращались за деньгами. Не только «чёрная дыра» Потом, под влиянием общественного мнения Минстрой разрешил Фонду софинансировать проекты в разных городах. И там, отмечает Разворотнева, было реализовано немало проектов. Хороший пример — город Котовск в Тамбовской области, где имелась старая неэффективная котельная с избыточными мощностями. Её владельцы требовали от местных властей поднять тарифы, настаивая, что это сделает её рентабельной. Благодаря поддержке Фонда поставили новую котельную, в итоге тарифы для населения не поднялись. «Конечно, к этой теме нужно возвращаться: ЖКХ — не только „чёрная дыра“. Если мы начнём перекладывать трубы, перестраивать котельные, то появятся новые рабочие места, увеличится поступление налогов — то есть, это драйвер для региональной экономики», — рассуждает собеседник News.ru. В России есть нацпроект Экология, напоминает Светлана Разворотнева. И там как раз через Фонд содействия реформированию ЖКХ пойдут деньги на модернизацию водоканалов в малых городах. И это очень хорошо, поскольку туда инвесторы вообще не вкладываются. Вода в стране недооценена, срок окупаемости больше 100 лет. В 2018 году был приоритетные проект «ЖКХ и городская среда», продолжает Разворотнева, а в этом слово «ЖКХ» отовсюду исчезло, и непонятно, как строить 120 млн кв м жилья по нацпроекту, если ни копейки не заложено на развитие коммунальной инфраструктуры. Вопрос тарифов Заместитель гендиректора ассоциации «Городская среда» Дмитрий Гордеев убеждён: ключ к решению проблемы изношенности сетей — это повышение тарифов на тепло для населения. По его мнению, если теплоснабжающая организация будет располагать достаточным объёмом финансирования, то ей не придётся стоять с протянутой рукой и кроить свой бюджет, как тришкин кафтан, — она сможет спокойно решать задачи по модернизации инфраструктуры. Повышение тарифов, отмечает Гордеев, будет также способствовать привлечению инвесторов в сферу ЖКХ. «Приводя данные о состоянии теплосетях, Минстрой фактически признаёт, что тарифообразование в сфере теплоснабжения не соответствует потребностям, которые есть в отрасли. Понятно, что население не хочет повышения тарифов. Получается, что у нас тарифы на тепловую энергию для населения устанавливаются заниженными, рост происходит не более чем на определённое число процентов», — рассуждает Гордеев в комментарии для News.ru. Это ограничение, по его словам, существует для всех теплоснабжающих организаций, которые работают в субъекте федерации. Но в каждом субъекте — множество населённых пунктов, в больших городах несколько теплоснабжающих организаций. И потребности у нас разные, в том числе в ремонте инфраструктуры. Создаётся дефицит, который, по логике, должен заполняться из бюджета. Но в необходимых объёмах средства из госказны также не поступают. В результате инфраструктура ветшает. «Лекарство» только одно — устанавливать объективные, экономически обоснованные тарифы, резюмирует Дмитрий Гордеев.