Эксперты: более половины скоропортящихся товаров перевозят по железной дороге без особого температурного режима
Президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Михаил Синев заявил, что 65 % скоропортящегося товара, который перевозится по железной дороге, имеют нарушения в транспортировке. Логисты используют обычные железнодорожные вагоны, тогда как для сохранения температурного режима важно работать с более дорогостоящими рефрежераторными. Для вида скоропорт кладут в конец вагона, а ближе к выходу кладут сухарики или макароны, которые могут транспортироваться как угодно. «Среди популярных наименований скоропорта, подверженного искажению в накладной, соки и воды, около 60% которых транспортируется под видом других продуктов, пиво – порядка 30%, сыры и молочные продукты (30-40%), вино (90%) и консервы (90%)», – рассказал Синев. К слову, детское питание тоже считается консервами и часто перевозится в обычных вагонах. Например, если в средней полосе России летом +28 градусов, то в закрытом вагоне температура может доходить до +47 градусов и выше. РЖД периодически устраивает проверки вагонов, но они малоэффективны. Информация о контрольных мероприятиях заранее появляется в открытом доступе, и перевозчики могут подготовиться. Поэтому из сотен проинспектированных удается выявить пять-восемь вагонов с нарушениями. Пойманным грозит штраф в виде пятикратной стоимости транспортировки. По словам экспертов, покупатель получает примерно 10-15 % некачественной рыбы из-за неправильной перевозки. Гендиректор ТД «Наутилус» Алексей Жолоб рассказал, как однажды зимой ему отправили контейнер-термос с рыбой, который не может долго держать тепло. В то время на несколько недель потеплело, к тому же рыбу загрузили при температуре выше нормы. «Контейнер ехал 22 дня и прибыл, что называется, уже «потекший», с испорченной рыбой. Партию пришлось списать и утилизировать», – поделился Жолоб. При этом крупные сети заверяют, что такие ухищрения их не касаются и они исполняют все правила транспортировки. В «Магните» отметили, что контролируют движение товара на всех этапах – в том числе проверяют температурный режим. В Metro рассказали, что в 2018 году в неправильной температуре перевозилось только 0,08 % от всего объема товара. Аналогичная ситуация с «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Каруселью», сообщает «Коммерсантъ». Основная причина, почему перевозчики тайно идут на такие ухищрения – так дешевле. Рефрижиральные вагоны обходятся на 50-60 % дороже обычных, а контейнеры-термосы – на 20-30 %. Минтранс еще в 2018 году начал пересмотр правил перевозки скоропортящихся товаров. В обычных вагонах можно будет перевозить алкоголь, некоторые виды консерв, фруктов и овощей. На 2019 год Минтранс уже установил системную скидку 20,4% на перевоз грузов в рефконтейнерах из Петербурга, Москвы и Новороссийска. Уцененные вагоны можно будет отправлять на Урал, в Западную и Восточную Сибирь. Из Новосибирска два дополнительных льготных направления – это Забайкалье и Дальний Восток. Однако этого недостаточно, и перевозчики рассчитывают на одинаковые тарифы для обычных и специализированных вагонов. Ранее мы сообщали, что перевозчиков зерна заставляют участвовать в коррупционных схемах. Они вынуждены набивать фургоны в 2-3 раза больше нормы, что приводит к быстрому износу машин. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова