Войти в почту

Страховой случай, которого не было: что не так со страхованием выставки Куинджи

МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Несмотря на то, что украденная с выставки в Третьяковской галерее картина Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" была найдена, остался открытым вопрос о том, была ли она застрахована. Минкультуры и страховая компания в течение понедельника обменивались противоречивыми заявлениями на этот счет. ТАСС разбирался, что за ними стоит и как устроено страхование музейных ценностей в России. Была страховка или нет Экспонаты выставки Куинджи в Третьяковской галерее были застрахованы в якутской компании "Стерх", следует из материалов закупки, которую проводила Третьяковка. Согласно техзаданию, большинство работ художника, передаваемых из российских музеев (в их числе переданная из Русского музея в Петербурге картина "Ай-Петри. Крым" страховой стоимостью 12 млн рублей), страховались только на период транспортировки туда и обратно, погрузки-разгрузки, упаковки-распаковки, монтажа-демонтажа и временного хранения, а сам период экспонирования страховкой не покрывался. На весь период, включая экспонирование, были застрахованы только пять картин выставки, переданные из музеев Азербайджана и Белоруссии. Это же подтвердили и в компании "Стерх", представитель компании сообщил об этом ТАСС и заявлял в эфире телеканала "Россия 24". Однако впоследствии в Минкультуры заявили, что страхование полотен на период экспонирования было покрыто страховым брокером. "Действительно, период страхования: упаковка-распаковка, погрузка-разгрузка, транспортировка, временное хранение, монтаж, демонтаж, но ковернотой брокера (документ о перестраховании - ТАСС) страховым брокером Socit de Courtage en Rassurances S. A. период экспонирования был покрыт. То есть, если бы страховой случай наступил, заявленная страховая оценка (12 млн рублей - прим. ТАСС) была бы возмещена брокером", - сказал ТАСС Кононов. Представитель Socit de Courtage en Rassurances S. A. (ООО "Страховой брокер "Сосьете де Куртаж Ре", Россия) воздержался от комментариев и посоветовал обратиться в страховую компанию "Стерх". В "Стерхе" на просьбу прокомментировать заявление Минкультуры повторили свою позицию: "АО СК "Стерх" страховало всю коллекцию, но только на время перевозки и хранения. На период экспонирования были застрахованы пять картин автора. Однако согласно договору, "Ай-Петри" в этот список не вошла", - заявили ТАСС в компании. При этом источник ТАСС на страховом рынке сомневается, что брокер мог покрывать те риски, которые не покрывал прямой страховщик. "Компания "Стерх" заключать договор с брокером могла и должна была только на тех условиях, на которых закупка была объявлена. Если речь идет о перестраховочном брокере (а ковернота - это документ о перестраховании), то договор перестрахования следует за договором прямого страхования. Если в перестрахование через брокера передавался больший объем рисков, чем самим страховщиком принимался на себя, то эта сделка для страховщика невыгодна и вряд ли она могла быть заключена, так как в этом случае страховщику пришлось бы заплатить перестраховочной премии больше, чем он получил страховой премии", - сказал собеседник агентства. В "Стерхе" уточнили, что риски по выставке были перестрахованы на 90%. Представитель Русского музея, откуда была передана работа, сообщил ТАСС, что "картина была застрахована", не раскрыв подробностей о страховщике и периоде страхования. В "Стерхе" заявили ТАСС: "Договор был заключен с Третьяковской галереей, которая экспонировала картины, принадлежащие Русскому музею, с последним мы прямых отношений не имеем". Русский музей всегда страхует произведения, которые отдает на временные выставки за рубеж, сообщил ТАСС Андрей Куча, начальник отдела страхования культурных ценностей компании "АльфаСтрахование", которая ранее страховала ряд выставок в Русском музее. При этом в практике страхования музейных ценностей возможен вариант, что по просьбе страхователя и по настоянию музея-выгодоприобретателя дополнительные риски включаются в покрытие уже после проведения аукциона без изменения цены контракта, рассуждает начальник отдела страхования выставочных и ценных грузов "Ингосстраха" (партнер Третьяковской галереи) Мирко Мудринич. "Опыт нашего сотрудничества с Третьяковской галереей, насчитывающий уже более трех десятилетий, говорит о том, что в случае подобного обращения Ингосстрах предпринимает все возможные меры, чтобы пойти навстречу галерее и включить период экспонирования в страховое покрытие", - говорит он. Как страхуются предметы искусства Страхование музейных предметов регламентируется методическими рекомендациями Минкультуры (выпущены в мае 2016 года). Согласно документу, все музейные предметы, покидающие место постоянного хранения, должны быть в обязательном порядке застрахованы в российской страховой компании, при этом возможны два варианта страхования, рассказывает Мирко Мудринич. Первый вариант - страхование "от гвоздя до гвоздя", то есть на весь период проведения временной выставки: демонтаж в месте постоянного хранения, упаковка, погрузка и транспортировка музейных предметов до места экспонирования, период экспонирования и обратная транспортировка. Второй вариант - страхование только на период транспортировки до места выставки и обратно. По формуле "от гвоздя до гвоздя", то есть включая период экспонирования, музеи обязаны страховать предметы только при отправке их на международные выставки за рубеж. При организации выставок внутри РФ музеи вправе выбирать одну из разрешенных программ страхования, рассказывает Мудринич. "Я бы сказал, что российские музеи страхуют временные выставки на период экспонирования с частотой примерно 50/50", - сказал он, отметив, что Третьяковская галерея всегда настаивает на самом широком покрытии, включая период экспонирования. По оценкам Андрея Кучи, чаще всего экспонаты, передаваемые между государственными музеями на территории РФ, страхуются только на период повышенного риска, то есть перевозки. "Сам период экспонирования считается по степени риска приравненным к условиям пребывания картины в месте постоянного экспонирования, а потому на это время, как правило, картины не покрываются страхованием. Эту практику можно признавать разумной с формальной точки зрения: раз уровень риска, пока картина находится в покое (никуда не едет, с ней не производятся манипуляции и т. п.), считается приемлемым, условно приравненным к нулевому, то и страхование ни к чему. В реальности же картины находятся не в условиях отсутствия риска", - рассуждает эксперт. Это соответствует международной практике, указывает Андрей Куча. За рубежом при перемещениях между разными помещениями одного собственника (государства) предметы искусства также страхуются на период повышенного риска. Страхование периода экспонирования обычно требуется при передаче иным собственникам, например, в другие государства, пояснил эксперт. В России период экспонирования может включаться в покрытие "в особых случаях" по требованию музея, в управлении которого находятся передаваемые на временную выставку предметы, или Минкультуры, отметила руководитель отдела страхования индустрии гостеприимства и культурных ценностей, вице-президент компании "Абсолют Страхование" Гульнара Сафина. Цена вопроса В случаях, когда страхование на период экспонирования включается в страховое покрытие, это приводит к увеличению цены в среднем на 30-40%, оценивает Мирко Мудринич. По оценке Гульнары Сафиной, включение этого риска в покрытие по выставке Куинджи "увеличило бы страховую премию незначительно - на 30-50%", так как наиболее опасным периодом для произведения искусства считается перевозка. Как следует из данных сайта госзакупок, "Стерх" получил за страхование экспонатов выставки Куинджи 695,5 тыс. рублей при страховой стоимости 161 картины в размере 3,231 млрд рублей и $15 млн. В конкурсе также участвовала компания "Ингосстрах" с предложением цены в 700 тыс. рублей. При этом происшествие в Третьяковке вряд ли увеличит тарифы на страхование музейных экспонатов, считают опрошенные ТАСС страховщики. "Несмотря на участившиеся случаи вандализма в музеях РФ, "Ингосстрах" не будет менять своих подходов к тарификации при страховании музейных предметов", - сказал Мирко Мудринич. "Настороженность ответственных лиц при оценке степени риска возрастет. Не думаю, что в итоге это выльется в реальный рост ставок", - отмечает Андрей Куча. Картина не была повреждена, но в любом случае убыток 12 млн рублей для страхового рынка не является существенным, отметил один из собеседников ТАСС на страховом рынке. "Возможно, цена страхования увеличится непосредственно для экспозиций в Третьяковской галерее, если не будет изменений мер безопасности", - не исключает замдиректора департамента андеррайтинга по корпоративным видам страхования СК "Согласие" Михаил Денисов. По его оценкам, тариф на страхование крупных выставок составляет от 0,1% до 0,8% от страховой суммы в зависимости от длительности выставки и уровня безопасности, а для единичных предметов искусства он составляет от 1% до 3,5% в год. В Минкультуры ранее отмечали, что по итогам проверки Третьяковки и других ведущих музеев будут подготовлены рекомендации, в том числе в части охраны и страхования предметов из музейных коллекций. Произведения, которые находятся в постоянной экспозиции, то есть не вывозятся в другой музей, на практике обычно не страхуются, отметил Андрей Куча. Это связано с высокой стоимостью музейных ценностей и, соответственно, потенциально высокими расходами на страхование, так как в случае, например, пожара одному событию будет подвержено сразу много объектов, сказал ТАСС президент Российской национальной перестраховочной компании Николай Галушин. Он напомнил, что для государственных музеев источником оплаты страховой премии будут средства бюджета. А кроме того, емкость для перестрахования рисков Fine Arts в России и мире ограничена, напомнил он.

Страховой случай, которого не было: что не так со страхованием выставки Куинджи
© ТАСС