И медные трубы: быть ли в России постоянному детскому духовому оркестру?

Как рассказала "Ревизору.ru" президент Фонда им. Ю.Н. Должикова Элла Олеговна Должикова, инициатива обсуждения в Общественной палате принадлежала Фонду. Создание национального детско-юношеского духового оркестра - один из новых проектов Фонда, известного своими акциями, призванными поднять уровень квалификации исполнителей духовой музыки и уровень музыкальной культуры населения. Элла Должикова. Самый, пожалуй, известный проект Фонда Должикова - Международный конкурс-фестиваль молодых исполнителей на деревянных, медных духовых и ударных инструментах, носящий имя знаменитого флейтиста и существующий с 2012 года. Он адресован детям и молодым людям, одаренным музыкально и имеющим тягу к игре именно на духовых инструментах, что сегодня, к сожалению, встречается не так часто, как хотелось бы. Элла Должикова хочет вернуть духовому искусству престиж, утраченный с распадом СССР. Она вспоминает, что в советские времена духовые оркестры были, без преувеличения, лицом страны – недаром военные парады на Красной площади всегда сопровождались маршами медных труб. Но, помимо военных духовых оркестров, существовали и сугубо гражданские духовые коллективы. В детском духовом оркестре при Дворце культуры АЗЛК в отрочестве занималась сама Элла Должикова. Оркестр гастролировал не только по нашей стране, но и выезжал за рубеж, так что тоже считался "лицом России". Должиковой, известной флейтистке и преподавателю Центральной музыкальной школы при Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, хотелось бы вернуть нашей стране детский духовой оркестр, соответствующий международным стандартам. Снежана Завзина. Основой для этого, по мнению Эллы Олеговны, способен стать конкурс-фестиваль Должикова. С первого конкурса Должикова в его рамках действует уникальный проект – сводный духовой оркестр, куда вливаются лауреаты конкурса и все желающие из числа его участников, а это обычно порядка 250 человек. Художественный руководитель оркестра - Снежана Владимировна Завзина, преподаватель по классу флейты Московской городской объединенной детской школы искусств "Кусково", лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. Она тоже участвовала в круглом столе и делилась соображениями. ​Снежана Завзина согласна с Эллой Должиковой в том, что музыкальное образование, в том числе и духовое, должно начинаться со школы и быть последовательным. Но, по ее опыту, возможности общеобразовательной и даже специальной школы в этом плане сегодня ограничены реалиями. Снежана Владимировна надеется на государственные меры поддержки духового искусства, чтобы распоряжение последовало "сверху" и было подкреплено реальными мерами. В первые годы, призналась Элла Должикова, организаторы не знали, как удастся задумка с оркестром. Но прошли годы, а он живет и развивается. Оркестр стал популярен среди участников конкурса и их родителей. Многие приезжают на конкурс ради него, свидетельствует Элла Олеговна. Для сводного духового оркестра разработали выездные программы, пока по Москве – он играл в музее Глинки, в детской школе искусств в Ясеневе. Участники круглого стола: Денис Кирис, Элла Должикова, Александр Клевицкий. Этот опыт навел руководство Фонда на мысль, что можно сделать сводный духовой оркестр постоянно действующим коллективом с программой выступлений на каждый год. Правовой базой этой идеи явился Указ Президента России Владимира Путина "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", подписанный 7 мая 2018 года. В документе указано, что национальная программа в сфере культуры должна укреплять российскую гражданскую идентичность на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов страны, а при ее разработке Правительство РФ должно обратить особое внимание на необходимость продвижения талантливой молодёжи в сфере музыкального искусства. Оговорено в программе и обеспечение детских школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами. На указ Президента Фонд Должикова ссылается в описании своего проекта. По словам Эллы Должиковой, основные моменты организации детского духового оркестра руководителями Фонда продуманы. Оркестр может функционировать на базе московской детской школы искусств им. Римского-Корсакова. С администрацией учебного заведения уже есть предварительная договоренность. Не вызывает сомнений и то, что детский духовой оркестр был бы украшением многих культурных и общественных акций, начиная от праздников Москвы и заканчивая организацией концертных турне по городам России. Есть смелая идея концертных туров в города, откуда родом музыканты оркестра. Но это в перспективе. Сначала надо, чтобы оркестр был официально создан на постоянной основе. А для этого нужно уладить ряд "технических" формальностей: создать штат оркестра, выделить ему площадку, закупить ему качественные духовые музыкальные инструменты. Иными словами, все упирается в финансирование. И именно с этим вопросом Фонд Должикова вышел на Общественную палату. Ведь поднятие престижа российского духового искусства – задача не только государства, но и общества. Учащиеся II Зимней творческой школы "Академия Должикова" в Московской Городской Объединенной Детской Школе искусств "Кусково" на базе Детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова. Фото из галереи Фонда Должикова. - Для этого есть средства: школы, преподаватели, музыкальные конкурсы, - говорила Элла Должикова на круглом столе. – Но есть и еще один важный вопрос – как заинтересовать детей и привлечь их к области духового искусства. Как это сделать, если в 1990-е годы разрушена вся советская культурная сфера и вместе с ней школьные и клубные духовые оркестры? Родители "из 90-х" обладают очень низкой музыкальной грамотностью, многие даже не представляют, как выглядят и как называются духовые инструменты. А сегодняшние дети – "жертвы" интернет-зависимости, "пропадают" в планшетах и телефонах и не интересуются ничем вне их. "Отключить" ребенка от интернета можно только коллективными видами деятельности. Духовой оркестр – прекрасная альтернатива интернету, но вместе с тем - и духовная акция. В круглом столе также принимали участие представители сферы музыкального образования - заведующий кафедрой медных духовых инструментов российской академии музыки, профессор Вячеслав Прокопов; ведущий профессор Московской консерватории по специальности флейта Александр Голышев; профессоры Московской консерватории Валерий Попов, Валерий Березин, Олег Худяков; профессор Гнесинской академии Леонид Мельников; заведующий отделением духовых и ударных инструментов по специальности саксофон Гнесинского училища Леонид Друдь. Выступил также генеральный директор российского музыкального союза, композитор, главный дирижер симфонического оркестра имени Силантьева Александр Клевицкий. От артистического цеха высказались Илья Новиков, председатель Ассоциации Российских гобоистов, и заслуженный артист России Василий Горбенко. Александр Клевицкий. Естественно, при таком широком круге участников тематика круглого стола оказалась разнородной. Выступавшие говорили о болезненных вопросах нехватки музыкальных кадров – и "духовиков" во взрослых профессиональных ансамблях и оркестрах, и преподавателей в учебных заведениях разного уровня, в силу чего падает уровень образования, и в музыкальные коллективы приходят дипломированные специалисты со слабой подготовкой. Отдельно отметили проблему региональных или отраслевых музыкальных конкурсов для детей, выдающих лауреатские дипломы и грамоты, несмотря на малые способности победителей и несовершенную технику, то есть порождающих в юных душах ничем не оправданное самомнение. Именно от таких кадров проистекает сегодняшнее падение музыкальной культуры. Вместе с тем звучали возражения о невостребованности музыкантов, окончивших консерватории или колледжи по классу духовых инструментов (особенно "экзотического" сегодня гобоя), о безработице, на которую обрекает их сегодняшняя жизнь, или о невысокой зарплате, которую получают преподаватели и музыканты в регионах. Из этих наблюдений вытекла констатация факта снижения престижа профессии музыканта духового оркестра, не говоря уж о "деле жизни". И все-таки в регионах по-прежнему есть интерес к духовому искусству, что показывает рост числа желающих принимать участие в конкурсе Должикова. В процессе обсуждения. Участники круглого стола пришли к выводу, что без мер государственной поддержки во всех этих вопросах общественности не обойтись. Конечно, в одночасье эти накопившиеся проблемы решить невозможно. Но есть надежда, что национальная программа в области культуры, которая будет разработана до 2024 года, учтет пожелания и предложения работников культуры. Как подытожила Элла Должикова, данный круглый стол станет промежуточной ступенью перед выходом Фонда на уровень высшей государственной власти с просьбой о поддержке создания национального детско-юношеского духового оркестра. Хочется пожелать этому проекту успеха, чтобы медные трубы снова, как в лучшие времена, бравурно запели.

И медные трубы: быть ли в России постоянному детскому духовому оркестру?
© Ревизор.ru