Войти в почту

Kansan Uutiset (Финляндия): писатель надежды и смерти верит в добро

Книги, в которых рассматриваются тяжелые темы, несут в себе свет и надежду. Эта вера сохраняется и у самого писателя Евгения Водолазкина, хотя война на Украине его очень угнетает. По словам автора, напряженной ситуации можно было бы избежать, допустив Россию к переговорам об ассоциации между Украиной и ЕС. Украина могла бы стать мостом между Россией и Европейским союзом. Когда Евгений Водолазкин был в Финляндии осенью 2015 года, во время автограф-сессии на Хельсинкской книжной выставке-ярмарке к нему подошла женщина, говорившая по-русски. Она просила подписать книгу для ее умирающей от рака подруги, у которой оставался 11-летний ребенок. «Это была ужасно тяжелая ситуация. Я решил процитировать покаянный канон Святого Андрея Критского. Я написал для женщины такой текст: „Бог идеже хощет, побеждается естества чин"». Эта встреча сильно его потрясла. Когда Водолазкин уходил с книжной выставки вместе с женой, в осенний Хельсинки, они оба плакали. «Ситуация была одновременно трогательной и ужасающей. В подобные моменты все, что я могу делать — цитировать утешительные слова других людей». В том, что человек, который сталкивается со смертью, обращается именно к Евгению Водолазкину, нет ничего необычного. В одном из эпизодов его триумфального произведения «Лавр», рассказывающего о юродивом, живущем в средневековой Руси, Водолазкин детально описывает смерть во время родов возлюбленной главного героя. Он потом долгое время живет рядом с умершей и на протяжении всей своей жизни говорит с покойной. В книге «Авиатор» тема смерти тоже присутствует. Возможно, она особенно интересует писателя? «Смерти отводится большая роль в моих произведениях, в том числе и в книге „Брисбен", которая скоро выйдет на русском языке. Один сумасшедший персонаж говорит следующее: „Жизнь — это долгое привыкание к смерти". Для средневекового человека смерть была естественной, вся жизнь заключалась в подготовке к ней». Евгений Водолазкин, исследователь Средневековья, считает, что современный человек, напротив, не понимает смерть и пытается отделить ее от себя и от своей жизни. Не верил в успех своих книг В произведении «Авиатор» главный герой возвращается буквально «с того света»: человека, замороженного в ходе советских опытов крионики в начале XX века, пробуждают в Санкт-Петербурге на рубеже столетий. Водолазкин представлял это произведение в Хельсинки в конце ноября 2018 года. Водолазкин стал суперзвездой литературы благодаря упомянутому выше произведению «Лавр», которое было переведено на 32 языка и завоевало многочисленные литературные премии. Интересно, что сам Водолазкин не верил в успех этой книги. «Я думал, что никто не будет ее читать, поскольку это совершенно не то, что люди обычно читают. В российском обществе скептически относятся к Средневековью и религии, а книга опирается на обе эти темы». «Лавр», бесспорно, не похож на произведение, которое с легкостью может стать популярным. В книге рассказывается о жизни святого средних веков. Смерти, чумы и гротеска достаточно. Однако мир книги зачаровывает, основной тон — светлый и красивый: юродивость главного героя Арсения невинна, его жертвенность представляет нам такую правду, в которой, пожалуй, хотел бы жить каждый. «Книга повествует не о Средневековье, а о нашем времени. О прошлом нельзя писать, не проецируя его на наше время. „Лавр" рассказывает о тех вещах, которых в наше время не хватает, например, о вечной любви», — рассуждает Евгений Водолазкин. Смерть в искусстве Средневековья\: Danse MacabreВодолазкин говорит, что в душе все еще является исследователем Средневековья, и он бесконечно благодарен коллегам, которые дают ему возможность заниматься исследованиями. Однако, по его мнению, служить двум музам тяжело. Статус звезды мировой литературы тоже требует жертв: уставший Водолазкин приехал в Хельсинки из Санкт-Петербурга, где он сейчас живет, ранним поездом. Он совсем недавно вернулся из Сингапура. От Ницше до Гитлера, от Пушкина до Сталина — Партия, — говорит, — это сила. Нас знаешь сколько! Все не могут ошибаться. Во-первых, могут. Во-вторых, достаточно ошибиться машинисту. В-третьих, речь может идти о намеренном действии. Злонамеренном. (Евгений Водолазкин, «Авиатор») Тема, проходящая через все произведения Водолазкина ‒ его вера в человеческую доброту, которая существует, несмотря на зло, которое есть в обществе. В приведенной выше цитате из «Авиатора» главному герою рассказывают о революции 1917 года. Революции, которая, по мнению Водолазкина, является, пожалуй, самым трагическим событием в истории России. «В 1913 году Россия занимала пятое место в мире по благосостоянию. Рост экономики был самым быстрым в мире. Я не утверждаю, что в царское время в стране совсем не было проблем, но их можно было решить мудрой политикой». «Я могу провести лишь одну аналогию: когда новая звезда становится слишком яркой, она падает и становится черной дырой. Что-то подобное произошло и с Россией». Водолазкин называет XX век самым ужасающим столетием в истории человечества. По сравнению с ним даже темное Средневековье было очень дружелюбным временем. «В Средневековье, к примеру, не было систематических убийств. Или, по крайней мере, не в таком масштабе, как сейчас. Люди умирали от болезней, но тогда не убивали так системно, как это происходило в XX веке». По мнению Водолазкина, XX век — хороший пример того, что вне технического прогресса развития нет. Разум человека остается тем же. «Если немцы смогли перейти от поклонения Ницше к поклонению Гитлера, а русские таким же образом перешли от Пушкина к Сталину, очевидно, что прогресса нет», — говорит Водолазкин. Однако главная идея «Авиатора» — не изобразить преступления руководителей XX века. Эта история — о силе тоски, о том, что чувствует человек, который покинул свое время. «Задача литературы — называть неназванное и говорить то, о чем не говорят». «В романе есть важный вопрос: является ли человек автономным по отношению к своему времени? Как он с ним связан? Может ли он изменить ход времени? Мой ответ — нет», — говорит Водолазкин. Конфликт на Украине разбивает сердце Понятно, что Евгений Водолазкин не верит в системы. В ответ на вопрос о современной России он осторожно подбирает слова. Водолазкин, который сейчас живет в Санкт-Петербурге, родился в Киеве и говорит по-украински. Конфликт на Украине, как он говорит, «разбивает ему сердце». Что происходит в современной России? «Для того, чтобы это понять, нужно отправиться по меньшей мере в 1991 год. Тогда Россия была готова открыться Западу практически на любых условиях, прямо как женщина, которая хочет выйти замуж из страха остаться в одиночестве. Я тоже, как и миллионы россиян, чувствовал, что Россия — часть Запада». «Тогда Запад довольно сурово отверг Россию. Думаю, что если бы ситуация сложилась иначе, то сегодняшнего ужасного противостояния не было бы. Большая любовь может превратиться в большую ненависть». По мнению Водолазкина, событий на Украине можно было бы избежать, допустив Россию к переговорам об ассоциации между Украиной и ЕС. Украина могла бы стать мостом между Россией и Евросоюзом, а Россия могла бы высказывать свое мнение по этому вопросу. «Затем события развивались подобно цунами. В возникновении цунами никто не виноват, оно происходит потому, что земная кора начинает двигаться», — говорит Евгений Водолазкин. Обычные россияне не относятся к Западу враждебно, и пока это так, есть надежда, считает Водолазкин. Словесная война все же беспокоит писателя: слова могут превратиться в пули. Что же может сделать человек, живя в потоке лжи и противостояния? «Нужно развивать в себе личное понимание. Нельзя прилипать к массе, как макароны к кастрюле. Человек, у которого есть независимое мнение, не станет участвовать в революциях или войнах». «Вокруг себя мы видим людей, которые, несмотря на агрессивную атмосферу, могут создавать хорошее — как губки, которые очищают океаны. Чем больше таких людей, тем лучше». «Лавр» — как, вероятно, и книги, вышедшие после него ‒ вклад писателя Евгения Водолазкина в лучший мир. По его мнению, надежда не на государство и руководителей, а на то, что люди начнут работать над собой, чтобы противостоять внешней агрессии. «Я устал от плохого и злого в литературе, мире и газетах. Я хотел чего-нибудь хорошего, и, конечно, невероятного. Похоже, людям это понравилось. Каждый и сам может сделать что-то подобное».

Kansan Uutiset (Финляндия): писатель надежды и смерти верит в добро
© ИноСМИ