Войти в почту

Американские санкции ударили по проекту самолета МС‑21

Юлия Кузьмина/ТАСС Американские санкции ударили по проекту самолета МС‑21США ввели санкции в отношении российских компаний «Аэрокомпозит» и ОНПП «Технология» им. Ромашина, участвующих в проекте создания пассажирского среднемагистрального самолета МС‑21. Ограничения распространились на экспорт в Россию композитных материалов, которые используются для крыльев и киля авиалайнера. Поставщики – американская Hexcel и японская Toray Industries – уже прекратили выполнение контрактных обязательств. Складские запасы композита ограниченны, их хватит в лучшем случае лишь для 6 самолетов, в то время как Иркутский авиазавод имеет портфель из почти 280 заказов, причем за две трети получена предоплата. В ситуации разбирался «Профиль». Аварийный выход Минпромторг, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), «Ростех» и другие участники проекта экстренно ищут выход из создавшейся ситуации. Один из вариантов – ускоренное создание производства по выпуску аналогов американских и японских комплектующих в России. Проблема в том, что на это требуются время и дополнительные инвестиции. В результате на несколько лет может сдвинуться серийный выпуск новинки. Согласно планам, первые самолеты должны сойти с конвейера в 2019–2020 годах, теперь же речь идет о 2025 годе. Для отечественного авиапрома, ставящего перед собой целью возвращение на мировой рынок, история чревата серьезными материальными издержками, а главное – утратой доверия потенциальных заказчиков. А именно этого, судя по всему, и добивались США, вводя санкции. Детище ОАК не без оснований называют «убийцей» среднемагистральных самолетов Boeing и Airbus. В МС‑21 широко использованы композитные материалы, им нашли применение в центроплане, консоли крыла и хвостовой части. За счет этого конструкторам удалось удлинить крылья, что позволило существенно повысить показатели экономичности и сделать фюзеляж шире, тем самым повысив комфорт пассажирского салона. Большое значение имеет и репутация. Наша страна претендует на возвращение в элитный клуб мировых производителей гражданских авиалайнеров. Действительно, МС‑21 – первый пассажирский самолет такого класса, созданный с нуля отечественным авиапромом после развала СССР. Таким образом, для решения задачи понадобилось почти 30 лет. Действия американских властей, по мнению экспертов, которые посредством санкций пытаются задержать выход на рынок перспективной российской новинки, являются не чем иным, как недобросовестной конкуренцией. Нужна замена Президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, комментируя скандальную ситуацию, называет запрет американских властей поставщикам работать по гражданскому продукту МС‑21 «необъяснимым». В связи с этим начата процедура обжалования данного решения. В то же время глава ОАК признает, что санкции не стали полной неожиданностью. Последние 5 лет в России ведутся исследования по созданию собственных технологий производства композитных материалов в интересах предприятий авиапрома. «Решения находятся на стадии перехода к серийному производству. Соответствующие образцы проходят испытания, их внедрение в программу МС‑21 будет пошагово реализовано после завершения основных сертификационных испытаний в рамках общей программы импортозамещения», – поясняет Слюсарь. В конце мая 2018 года был обнародован план замены композитных материалов иностранного производства, используемых в МС‑21, на отечественные. В решении задачи участвуют компании Umatex и «Препрег-СКМ», входящие в «Росатом» и «Роснано». В частности, Umatex отвечает за производство крупных композитных элементов нового самолета. Ставится целью создание всей технологической цепочки. «Углеродное волокно не очень прибыльно, поэтому мы решили охватить весь цикл – от НИОКР до производства волокон, ткани и предварительно пропитанных материалов», – подчеркивал директор по технологиям Umatex Юрий Свистунов. Туман судебных перспектив Юристы, опрошенные «Профилем», сходятся во мнении, что обещания руководства ОАК опротестовать решение американских властей по МС‑21 принципиально ничего изменить уже не смогут. «Безусловно, включение АО «Аэрокомпозит» в санкционные списки США может быть обжаловано в суде. Вместе с тем реальные перспективы иска нельзя назвать оптимистичными – до сих пор ни одной российской компании, ни гражданину не удалось выиграть подобный спор», – говорит партнер юридического бюро «ТМ Дефенс» Яна Брутман. По словам представителя юридической компании «Хренов и партнеры» Александра Костина, для исключения из санкционного списка следует обращаться в Управление по контролю над иностранными активами США (OFAC). Отказ в дальнейшем может быть обжалован в американских судах, однако вероятность положительного исхода крайне незначительна, признает юрист. При этом за срыв сроков поставки МС‑21 по уже оплаченным заказам Иркутскому авиазаводу могут быть предъявлены иски о возмещении ущерба. Включение поставщиков материалов в санкционные списки не трактуется судами однозначно как форс-мажорные обстоятельства, отмечает Яна Брутман. Она напомнила, что в споре Росавиации с Уральским заводом гражданской авиации суд согласился, что санкции США являются обстоятельством непреодолимой силы, следовательно, сторона договора может быть освобождена от исполнения обязательств. В то же время Верховный суд по спору НПО им. Лавочкина с Российскими космическими системами указал, что компания могла использовать материалы иных поставщиков, в связи с чем сам факт включения в санкционные списки не был признан форс-мажором, подчеркнула эксперт. В большинстве договоров указывается, что стороны не несут ответственности за действия государственных органов, в том числе и иностранных, напоминает Костин. «Если соответствующие положения были включены в договоры о поставках МС‑21, то завод отстоит свою позицию в суде или международном арбитраже», – пояснил он. Импорт без замещения На разработку и запуск композитного производства в России потребуется лет пять, уверен председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2 К» Иван Андриевский. Конечно, следовало бы подстраховаться раньше, но четких ориентиров у российских производителей и разработчиков до последнего момента не было. Производство самолета МС‑21 перманентно откладывалось: серийный выпуск планировался сначала на 2017 год, потом – на 2018‑й, затем – на конец 2019‑го. «В результате сейчас у нас нет предприятия, которое могло бы оперативно заместить импортные компоненты», – констатировал Андриевский. Потребности в инвестициях на разработку и создание собственного производства будут высокие – не менее 10 млрд рублей. Ускорить процесс можно, объявив открытый конкурс, чтобы привлечь сотрудников и аспирантов технических вузов, как поступают крупнейшие авиастроительные компании. Пожалуй, самым нежелательным последствием скандала с МС‑21 может стать полный отказ от участия российских компаний в совместных проектах с западными странами в сфере высоких технологий. Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев назвал этот путь тупиковым. По его словам, нужна не самоизоляция, а поиск политического решения вопросов отмены антироссийских санкций. «У любой задачи есть решение с большими или меньшими издержками», – философски заметил он. Иной точки зрения придерживается Андриевский: когда на кону национальные интересы, правительство вынуждено принимать жесткие решения. Ставка на импортозамещение в производстве композитных материалов для авиапрома оправданна, ведь рассчитывать приходится на собственные силы. В будущем затраты окупятся сполна, подчеркнул собеседник «Профиля». Значит, санкции в отношении МС‑21 – реальный стимул принять меры, чтобы не зависеть от конкурентов, резюмировал Андриевский.

Американские санкции ударили по проекту самолета МС‑21
© Профиль