«Хочу собрать всю информацию о трагедии». Нижегородец едет в экспедицию на Кольский полуостров
— В 1973 году случилась так называемая Чивруайская трагедия, — рассказал Виктор NN.RU. — Не слышали? А про перевал Дятлова? Чивруайская трагедия превзошла по численности погибших трагедию на перевале Дятлова. В ней погибло 10 лыжников-студентов из Куйбышева (Самары). Одним из погибших был мой двоюродный брат Анатолий Пиргов. До восемнадцати лет он не дожил два месяца. Я решил собрать воедино всю информацию о случившемся на Кольском полуострове и отправиться туда. История неудачного похода В 70-е годы в каждом вузе, на каждом предприятии или НИИ существовали туристические клубы. Был такой и в Куйбышевском авиационном институте, куда поступил после школы Анатолий Пирогов (семья тети Дмитрия Ворошилова жила тогда в Куйбышеве). Как вспоминает брат-близнец погибшего студента Владимир, юноша со школы увлекался туризмом, фотографией. И пришел в турклуб, как только поступил в институт. Вместе с соседом по лестничной клетке и другими одноклассниками. Оказалось — на беду. А в конце января группа из восьми студентов и двух руководителей походя отправилась на Кольский полуостров в лыжный поход по местности, которую называют «Ловозерские тундры». Фактически это гористая местность (перепад высот до 1200м), порой с отвесными скалами, где преобладают сильные ветра, высокая влажность (до 90%) и перепад температур в зимний период от -15 до -50 °C. Почему неопытные туристы поехали на север в это время года и, как выяснил Виктор, без основательной подготовки — не понятно. Дело в том, что на Кольском полуострове время с 15 января до 15 сентября считается самым суровым по погодным условиям. 25 января группа вышла из поселка Ревда, а 31-го должна была прийти в город Кировск. Но предположительно в ночь с 26 на 27 января вся группа погибла. Вот какая версия опубликована в книге, которую выпустили в Самаре: «Был первый день похода. От начальной точки маршрута ― группа отошла всего 18 километров, взяла перевал Чивруай и намеревалась, пройдя плато, спуститься с него под защиту скал или леса. Погода начала портиться уже на подъёме на перевал и можно было заночевать в домике на старой базе геологов, но, видимо, руководители понадеялись на свой опыт и знание маршрута. Но, скорее всего, просто не ожидали такой страшной подлости от природы. В перевал шли налегке, тёплые вещи отдыхали в рюкзаках. Температура была почти нулевой и, вдруг, на плато за перевалом, где и так-то ветра не редкость, в одночасье разразился, практически, ураган, а температура резко упала почти до минус 30. Ни проскочить плато, ни поставить палатку разгорячённые ребята просто не успели. Их искали почти пять месяцев. Первых пятерых ― Михаила Кузнецова, Сергея Гусева, Юрия Кривова, Александра Новосёлова и Анатолия Пирогова ― откопали и привезли в Куйбышев в начале февраля, в марте Лидию Мартину и Юрия Ушкова, в апреле ― Валентина Землянова и Артёма Леканта, а Илью Альтшулера нашли только в июне». Туристы, которые вышли на этот маршрут двумя днями позже, обнаружили лагерь и торчащую из снега руку замерзшего руководителя тургруппы. Они сообщили о трагедии в Контрольно-спасательную службу Кировска. Начались поиски. Спасатели, среди которых был и москвич Владимир Борзенков (с ним Виктор Ворошилов уже встречался в Москве) нашли на месте гибели только пять тел. Оставшихся членов группы искали еще почти пять месяцев… — Ребята скорее замерзли, чем с ними случилось что-то сверхъестественное, рассказывает Виктор. — Но остается много вопросов. Экспедиция памяти Виктор Ворошилов занялся поисками материалов о «Чивруайской трагедии» просто по зову души. Он уже нашел нескольких свидетелей этих событий, встретился со спасателем, который принимал участие в поисках погибших студентов, в социальных сетях нашел единомышленников, которые помогают ему в организации экспедиции и поисках. Например, пермский изобретатель Ильяс Абдуллин сконструировал и построил в своей компании автоприцеп, который Виктор называет «капсулой жизни». Это практически автономное жилье с энегро- и теплоустановкой, долго сохраняющими тепло стенами. Такой фургон позволяет поддерживать жизнедеятельность в суровых условиях несколько суток. Ильяс предоставляет нижегородцу свое детище для настоящих полевых испытаний. А их будет немало. Но в саму поездку Виктор едет один. И практически полностью за свой счет. — Я хочу попасть как можно ближе к месту трагедии именно сейчас, чтобы понять, с какими сложностями могла столкнуться команда студентов. Я серьезно подготовлен в экспедиции морально, но не откажусь от любой помощи в ходе путешествия техническими средствами. А главная цель — собрать воедино разрозненные факты и проверить все версии произошедшего в 1973 году. У меня есть договоренность о встречах с некоторыми свидетелями тех событий, надеюсь, они многое прояснят. Наверное, время настало мне заняться этой темой. Всему свой черед. Мы стареем. А что останется после нас? Путь длиной в четыре тысячи километров 27 января Виктор Воршилов собирается выехать из Нижнего Новгорода. Его маршрут проляжет через Пермь, Вологду, Мурманск, Мончегорск и Оленегорск. Из одного из населенных пунктов (Кировск, Ревда или Ловозеро) на снегоходе Виктор собирается подойти по льду Ловозера и Сейдозера к устью реки Чивруай. По руслу этой речки и прошли в свое время туристы. Финальный этап — переход на лыжах через горный перевал к памятному обелиску, установленному на месте, где нашли тела студентов. Виктору предстоит преодолеть около 4 тысяч километров только в одну сторону. И все время его экспедиции мы будем рассказывать о том, как она проходит и о тайнах Чивруайской трагедии. На самом деле нынешняя экспедиция — только начало. — Эта экспедиция должна стать первой разведкой маршрута в зимних условиях, — пояснил Виктор Ворошилов. — Второй этап — летняя экспедиция, в которой я собираюсь проверить некоторые версии гибели ребят. Потом, надеюсь, удастся организовать третью — большую экспедицию опять в зимних условиях. В ходе экспедиции Виктор Ворошилов будет рассказывать о пройденном маршруте и встречах на портале NN.RU, который стал главным информационным партнером и в социальных сетях. Путешественник в марте прошлого года Валентин Ефремов поехал в экспедицию по северу России без денег и бензина.