Секс и ересь: «грехи», которые уничтожили христианский «спецназ» Средневековья (ABC, Испания)

Выходит книга Дэна Джонса «Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена», вдумчивое осмысление истории тамплиеров. Историки называют членов ордена тамплиеров христианским «спецназом» Средневековья. Монахи-воины, обученные в бою, «бедные воины Христа», доказали свою храбрость в победах и поражениях: от Монжизара, где они помогли Балдуину IV изгнать армию Саладдина, до печально известной защиты Акры. Тем не менее, даже кровь, пролитая ими на поле боя, не помогла им избежать гнева короля Франции Филиппа IV. Гордый монарх покончил с тамплиерами в 1307 году, стремясь получить сокровища ордена и не дать им захватить еще больше власти. Однако стереть с лица земли тамплиеров было не просто. Чтобы уничтожить их репутацию, создававшуюся с тех самых пор, как в 1119 году они начали защищать паломников, направлявшихся в Иерусалим, Филипп IV собрал против своих бывших союзников ряд ложных обвинений, включавший содомию, ересь и педофилию. Как объясняет историк Дэн Джонс в своей новой книге «Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена», король собирал обвинения из посланий, в которых говорилось об «ужасных гнусностях», «еретической порочности» и «идолопоклонничестве» членов ордена. Главным обвинением среди этого нагромождения лжи, недоговоренностей и постыдных преувеличений была так называемая церемония посвящения, через которую должны были пройти тамплиеры, чтобы стать полноправными членами ордена «бедных воинов Христа». В лихорадочном воображении Филиппа IV родилось убеждение, что, трижды отрекшись от Христа и поплевав на Святой Крест, будущие члены ордена получали затем три поцелуя от одного из товарищей (один в губы, второй в спину и последний в пупок). Папе римскому не удалось пресечь этот поток лжи, и вскоре тамплиеры были заключены в тюрьму, судимы и, в некоторых случаях, сожжены на костре. Дэн Джонс, известный своим остро заточенным пером, смело изображает французского короля виновником распада ордена. В пятницу 13 октября 1307 года он приказал арестовать всех тамплиеров во Франции. В этот день «началась операция по ликвидации ордена и захвату всего его имущества». Дэн Джонс настолько же немилостив к Клименту V. Хотя он и попытался спасти рыцарей Храма от разгрома, зачастую он выступал сообщником короля. В любом случае сомнений не остается: «Когда Филипп IV ликвидировал орден, его соображения имели мало общего с реальными поступками членов ордена. […] Он действовал в соответствии со своими политическими соображениями». Спецназ Но кем же на самом деле были тамплиеры? Медиевист Карен Раллс — один из тех историков, которые называют их «духовной версией» нынешних элитных военных подразделений. Она считает, что они стали бы средневековым эквивалентом американских «морских котиков» или британской SAS. «Спецподразделения Христа» проявляли дисциплину и эффективность на поле боя и сражались в Восточной Европе. Джонс разделяет это мнение и считает их «святыми воинами». Они не являлись привилегированной кастой, а умели завоевать любовь народа, что вызывало зависть остальных. В любом случае, начало ордена восходит к 1118 году, когда девять рыцарей во главе с Гуго Пайенским решили объединить свои силы для защиты паломников, отправлявшихся на Святую Землю, от ограблений и нападений. В то время рыцари проживали в небольших постройках, расположенных у древнего храма Соломона в Иерусалиме (отсюда и название), и у них едва хватало денег для выживания. Джонс говорит, что первые годы существования ордена задокументированы плохо, хроники тех лет не упоминают о тамплиерах, не соответствовавших «долгосрочным потребностям зарождающихся государств крестоносцев». В последующие годы Гуго Пайенский превратил тамплиеров в один из важнейших институтов того времени. После нескольких поездок в Европу он нашел источник финансирования, начался приток новых солдат. Вскоре после этого, в 1139 году, он добился некоторых налоговых послаблений, очень щедрых пожертвований и многих других привилегий, подтвержденных папскими буллами. Благодаря им орден был подчинен только религиозной власти и мог (среди прочего) собирать деньги различными способами. Ко всему этому прибавились великие богатства рыцарей, присоединившихся к ордену, и те деньги, которые были скоплены за десятилетия торговли. Рыцари отличались мужеством, которое они имели возможность демонстрировать во многих битвах. Например, при Хаттине (1187 год) христианская армия потерпела горькое поражение, но сражалась до последней капли крови. Так тамплиеры, удар за ударом, создавали свою славу. Годы спустя их богатство и власть достигли таких масштабов, что некоторые короли, например Филипп IV, просили у тамплиеров ссуды и становились их должниками. Это в конце концов обернулось против них. Король, обеспокоенный могуществом «бедных воинов Христа» (а также количеством золота, которое он был им должен), начал в 1307 году преследования. Преувеличенные обвинения Собственный крестовый поход Филиппа IV против тамплиеров начался с ряда ложных обвинений. По словам Джонса, козни начались с нескольких писем, доставленных судебным исполнителям и сенешалям («которые имели право производить аресты от имени короля»). В них приказывалось заключить под стражу членов ордена Храма. «Упоминались темные деяния и странные ритуалы, совершаемые при приеме новых рыцарей», — пишет Джонс. Историк особо отмечает первое письмо: «Благодаря некоторым благонадежным лицам до нашего сведения дошла одна горькая, прискорбная вещь, одна безусловно ужасающая вещь. Это отвратительное, мерзкое преступление, чудовищная гнусность, нечто совершенно противоестественное как для отдельного человека, так и для всего человечества в целом. Это известие заставило нас содрогнуться от ужаса при осознании всей его тяжести. Нам причиняет безмерную боль то, что чудовищность преступления является оскорблением божественного величия, позором человечества, явлением зла и величайшим скандалом». Король добавлял, что, «согласно многим благонадежным лицам» (без уточнения, что же это конкретно за люди), трижды отрекшись от Христа и поплевав на Святой Крест, будущие члены ордена тамплиеров затем раздевались и получали три поцелуя от одного из товарищей. «Первый был в спину, второй в пупок и последний в губы», — говорилось в послании. По словам Филиппа IV, после этого ритуала тамплиеры были вынуждены вступить в связи со своими товарищами («содомия»), поклоняться идолам («ересь», худший грех для ордена, который был создан для защиты христиан), презреть образ Иисуса Христа и обратиться к черной магии. Джонс подтверждает это: «Правительство прослышало, что у тамплиеров был идол в виде головы человека с длинной бородой, который целовали и которому поклонялись». Однако историк уверен, что все это было необоснованным пустословием для оправдания арестов. Король утверждал также, что, чем дальше продвигалось расследование, тем более ужасные вскрываются мерзости. Там же он добавлял, что процессы против тамплиеров будет вести Вильгельм Парижский, «инквизитор еретической порочности». «Вторая записка, посланная 22 сентября, раскрывала больше. Король давал конкретные указания судебным приставам и сенешалям, которые произведут аресты. По королевскому указу они должны были изъять, инвентаризировать и защищать имущество ордена», — сообщает Джонс. Жестокие допросы В период с октября по ноябрь десятки французских тамплиеров были арестованы по указанию Гийома де Ногаре и Вильгельма Парижского. Многие историки упускают тот факт, что большинство из арестованных не были воинами, поскольку крестовые походы закончились уже давно. Это были, например, плотники и торговцы вином, которые сложили оружие, чтобы посвятить свое тело и душу тому, что приносило ордену деньги. Кроме того, сорок процентов задержанных были стариками, которые десятилетиями служили среди «бедных рыцарей Христа» и никогда не жаловались на подобные практики. С того момента начались допросы. Конечной целью инквизиторов было заставить тамплиеров признать предполагаемые преступления. Король, по словам Джонса, приказал своим представителям применять пытки в случае, если не будет признания. И все указывает на то, что инквизиторы выполнили, не задумываясь, приказ, поскольку о пытках говорилось в отчетах: «Затем заключенных нужно взять под надежную охрану, провести расследование и тщательно выявить правду, прибегая к пытке в случае необходимости». Джонс, изучив отчеты того времени, категорически утверждает, что пытки неоднократно применялись по отношению к тамплиерам, чтобы те признали ложные обвинения. «Методы того времени не отличались изобретательностью, однако были вполне эффективными: голод, лишение сна, одиночное тюремное заключение, безжалостный допрос, кандалы, испанская кобыла, сжигание ног и дыба», — добавляет он. Тамплиер Понсар де Жизи писал, что, пока он не признался, его заперли в каменном колодце, где он едва мог двигаться. Одним из первых допрашивали великого магистра Жака де Моле. Он был арестован в Париже в пятницу, 13 октября, когда была задержана большая часть членов ордена. Поскольку он принадлежал к тамплиерам уже более сорока лет и был их главным представителем, высшие должностные лица «бедных рыцарей Христа» думали, что он не сломится под давлением инквизиции. Но это было не так. После пыток он признался, что ему приказывали плевать на Святой Крест и отрицать Бога в ходе обряда посвящения. Кроме того, он согласился написать письма своим товарищам и убедить их сдаться. С остальными высшими руководителями тамплиеров происходило так же. Жоффруа де Шарни, командор тамплиеров Нормандии, признал все обвинения и смог сохранить некоторое достоинство, заявив, что он не помнит, плевал он на крест или нет, поскольку с момента его вступления в орден прошло почти сорок лет. Однако он признал, что посвящение противоречило католической вере. То же произошло и с Уго де Перю. Хотя он и был грубым человеком, посвятившим свою жизнь борьбе с еретиками на Востоке, он признал, что ритуал был. Джонс, однако, утверждает, что весь процесс был спектаклем. Как говорится в его новой книге, странно, что, несмотря на то, что основные допросы проводились почти сразу, во всех них повторяются одинаковые, подготовленные инквизиторами ответы. «Ответы настолько похожи, что из архивов инквизиторов становится ясно, что тамплиеры были принуждены признать конкретный список злодеяний, предложенный им с некоторыми уступками, позволявшими хоть немного сохранить достоинство», — говорит Джонс. Процесс показался странным даже папе римскому, который, несмотря на то, что неоднократно поддерживал Филиппа IV, в этот раз заступился за «бедных рыцарей Христа». Но даже ходатайство папы не помогло тамплиерам. В марте 1314 года Жак де Моле был сожжен заживо перед собором Нотр-Дам вместе со многими другими руководителями ордена. Так, через 200 лет процветания, орден тамплиеров был уничтожен.

Секс и ересь: «грехи», которые уничтожили христианский «спецназ» Средневековья (ABC, Испания)
© ИноСМИ