Войти в почту

«Подправить свет, перекрасить свод»: Как сделать московское метро лучше

В конце 2018 года фотограф и урбанист Михаил Мироненко запустил телеграм-канал «Московское метро 2.0», в котором делится идеями по улучшению столичной подземки. Михаил известен как один из авторов проекта реконструкции Пятницкой улицы, Маросейки и Покровки в 2014 году, сейчас он работает исследователем в Студии транспортного проектирования. По просьбе Strelka Mag Мироненко назвал главные, на его взгляд, проблемы метро в Москве и предложил способы их решения на примере семи станций. Я много путешествую, и в каждом городе стараюсь подробно исследовать местный метрополитен. Я видел яркие станции в Мюнхене, сказочные в Стокгольме, футуристичные в Бильбао и в Будапеште, стильные и с мягкой подсветкой в Лиссабоне — в столице Португалии я за два дня отсмотрел все четыре линии. В Москве я тоже объездил все 224 станции, выходил на них, подробно рассматривал залы с вестибюлями, сравнивал с увиденным в Европе и делал заметки. На каждой станции я находил что-то, что можно улучшить. Это и непродуманная навигация, и плоское освещение, и нехватка скамеек и даже плохо отмытые полы, в которые впиталась грязь десятилетий. Все это можно поправить, причем без грандиозных бюджетов. В случае с Московским метрополитеном мы часто говорим об исторических станциях, которые по мнению многих вообще нельзя трогать. Но я уверен, что с помощью аккуратной реконструкции памятник архитектуры можно сделать лучше, подчеркнув его красоту и скрыв недостатки: где-то подправить свет, где-то перекрасить свод, где-то поставить дополнительные лавочки. Главное, чтобы это было сделано с любовью к станции и с уважением к её истории. «Планерная»: сделать, как в музее На мой взгляд, путевые стены станции «Планерная» — это самостоятельные произведения искусства, но их окружает совершенно не музейная обстановка, и из-за равномерного общего освещения рисунок на стенах теряется. Я предлагаю сделать световой акцент на стене и центральном зале, а остальное пространство затемнить. Для этого достаточно переместить два ряда ламп рядом с колоннами на путевую стену, а потолок над путями выкрасить в темный цвет. Отраженный от стены свет будет дополнительно подсвечивать пути и платформу во время ожидания поезда. Чтобы разбавить монотонность станции, можно также подсветить пол спотами в случайном порядке, которые будут давать пятна света. На картинке сами споты не нарисованы, но размещать их нужно в «складках» потолка между балками перекрытия. Благодаря сбалансированному освещению обычная «сороконожка» будет похожа на современный музейный зал. «Проспект Мира»: Довести дворец до ума Станции московского метро принято называть «подземными дворцами». Так и есть, особенно если сравнивать с утилитарным метро других стран. Но по факту это упрощённые дворцы для пролетариата, этакая смесь французского с нижегородским. Яркий пример — вестибюль кольцевой станции «Проспект Мира». Складывается впечатление, что при его строительстве резко сократилось финансирование, и денег хватило только на облицовку нижней части стен. Чтобы сделать станцию более гармоничной, стены нужно покрасить темным цветом. Можно зеленым, под цвет колонн, но лучше всего смотрится глубокий синий, под мозаику «Матери мира». Для поддержания дворцового оформления на стенах добавляется узор. Это могут быть пшеничные колоски, гармонирующие с колоннами, листики дуба или просто абстрактный узор, как на моей картинке. Мозаику стоит обрамить рамой потолще и подсветить мощными прожекторами. Так она станет визуальным центром вестибюля, а отраженный от неё свет, будет дополнительно освещать самое важное место станции — вход на эскалатор. Видите рельефы на «Рижской»? А они есть Многие считают «Рижскую» одной из самых некрасивых станций столичного метрополитена и даже сравнивают её с общественным туалетом. И это совершенно несправедливо. Помимо необычного янтарного цвета пилонов станцию украшают рельефы на тему Риги, узоры над скамейках, свод с геометричными пазами и оригинальные светильники. Но все это можно заметить лишь не спеша разглядывая станцию, а верхний свет делает интерьер невыразительным. Первое, что нужно сделать, — подсветить рельефные рисунки на пилонах. Для этого необходимо повесить светодиодные светильники, как в галереях над картинами. К тому же свет будет падать на скамейки, а это дополнительная забота о пассажирах. В идеале решётки на пилонах и светильники должны восприниматься как единый элемент. Голые лампы в светильниках на потолке стоит закрыть матовыми экранами янтарного оттенка, тогда свет станет более рассеянным, теплым и не таким давящим. А чтобы подчеркнуть желтый свет пилонов, потребуется выкрасить свод в противоположный и более темный цвет. Так станция превратится из скучной дневной в загадочную вечернюю, что, на мой взгляд, пойдёт ей гораздо больше. «Третьяковская»: куда ехать? В московском метро есть несколько кросс-платформенных станций, но почему-то эта кроссплатформенность никак не отражается в их дизайне. А ведь неподготовленного пассажира такая пересадка может ввести в заблуждение. Актуальный вид станции Я бы поставил эксперимент в южном зале «Третьяковской». Серую и скучную станцию можно оживить, если выкрасить карнизы в цвета линий. Такая подсказка не оставит сомнений в правильности выбора ветки, а сам зал получит яркие цветовые акценты. Карнизы также можно использовать и для размещения навигации. В самих карнизах можно проделать отверстия и направить свет вниз вдоль стен, чтобы дополнительно подсветить довольно темные платформенные залы. Помимо этого я бы посоветовал добавить на станции скамеек, повесить на пилоны копии картин, выставленных в Третьяковской галерее, и капитально помыть полы, удалив накопившуюся за полвека грязь. «Тверской» не хватает скамеек и света Тверская, открытая 40 лет назад, до сих пор могла бы смотреться современно и даже футуристично. Если бы не освещение. Похвально желание спрятать все лампы за карнизы пилонов, но очевидно, что это делает пребывание пассажиров на станции менее комфортным. В основном зале благодаря двум рядам освещения еще более-менее светло, а в перронных залах царит мрак. Освещенность там меньше нормативной в 5-7 раз. Кроме того, несколько лет назад лампы поменяли на более холодные, и смотрится это жутковато. Конечно, можно повесить новые лампы ярче в те же 5-7 раз, но это дорого. Куда эффективнее добавить светильники, которые светят на платформу. Разместить их нужно на верхнем краю декора пилонов. Также на «Тверской» нужно хотя бы к каждому второму пилону поставить скамейки. Особенно это касается центрального зала, где пассажиры договариваются о встречах. На самих пилонах стоит разместить навигационные элементы с названием станции и направлениями к пересадкам и выходу на улицу. Эта обычная для европейского метро практика у нас почему-то приживается плохо. «Севастопольская» и её мозаики «Севастопольская» — ещё один пример безразличного отношения к искусству на станциях московского метро. На её путевой стене находятся мозаичные панно, посвященные морю и жизни крымского города. К сожалению, они совершенно теряются на блеклом фоне. Почему бы не подсветить эти панно отдельными прожекторами? А если сделать стены и потолок станции синими, под цвет моря и неба, мозаики станут ещё заметнее. Неприметная «Белорусская» Взгляните вечером на фасад вестибюля радиальной станции «Белорусской». Если бы не красная буква «М», узнать в этом сооружении вход на станцию было бы невозможно. Между тем, рядом находится вокзал, с которого для многих пассажиров начинается знакомство с Москвой, поэтому вход в метро здесь должен быть максимально заметным. Достаточно подсветить верхнюю часть фасада, и мы увидим, что там, оказывается, написано название станции. Этот тот случай, когда идею можно реализовать за пару дней без долгих согласований и капитальных работ. Кроме того, бросается в глаза разная температура ламп у дверей. Нужно, чтобы оба фонаря светили тёплым светом. Он больше подходит для классической архитектуры. Больше примеров улучшения столичного метрополитена — в телеграм-канале Михаила Мироненко «Московское метро 2.0»​

«Подправить свет, перекрасить свод»: Как сделать московское метро лучше
© Strelka Magazine