«Регуляторная гильотина» не сработает, пока будет процветать коррупция в проверяющих органах»

«Все ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований», – пояснил глава правительства. Включить «гильотину» Медведев предложил с таким расчетом, чтобы к 1 февраля 2020 года все требования к предпринимателям соответствовали современным реалиям и разумности контроля. Сами представители бизнес-сообщества считают, что данная инициатива действительно нужна, однако для ее реализации нужно решить еще немало вопросов. Комментирует Игорь Скрипка, юрист, Председатель Московской коллегии адвокатов «Скрипка, Леонов и партнеры»: «Гильотина – очень хорошая и нужная идея, о которой бизнес-сообщество говорит, как минимум, последние лет шесть, если не больше. Открывая какой-либо бизнес, вы не можете знать всех требований, которые будут к нему предъявляться: к офисному помещению предъявляются одни требования, если это ресторанный бизнес – другие. Количество этих требований, часть из которых уже нежизнеспособны, очень большое, и премьер-министр абсолютно прав в том, что количество контрольных точек, к которым привязываются во время проверок бизнеса, нужно урезать. На мой взгляд это будет очень действенно и несомненно развяжет руки бизнесу. Понятно, что контроль в сферах деятельности, которые напрямую связанны с обеспечением здоровья населения, не должен ослабляться, но самые необоснованные требования здесь также должны убираться. При этом я не думаю, что сильно снизится количество уголовных дел в отношении предпринимателей, поскольку они связаны, как правило, с налоговыми нарушениями, нарушениями правил пожарной безопасности и другими серьезными ситуациями. А вот уменьшение необоснованных штрафов и поборов может быть вполне ожидаемым результатом. Никто не рассчитывает, что гильотина принесет результат сразу – это будет в лучшем случае через год. Для этого нудно решить ряд вопросов. Во-первых, кто войдет в комиссию и кто будет этим процессом заниматься? Если это произойдет без привлечения бизнес-сообщества, без публичных обсуждений, есть риск «отрезать» в законах не совсем то, что нужно, что окажется крайне неэффективным шагом. Во-вторых, гильотина не будет жизнеспособной, пока будет процветать коррупция в проверяющих органах. К примеру, обычное пятно на полу в кухне ресторана может обойтись просто назиданием «Протрите его тряпкой», или «Какое это грубое нарушение. Сейчас будем вас штрафовать, либо вы знаете, что делать…». Пока этот вопрос не будет хотя бы частично решен, чиновники всегда найдут, к чему привязаться, у любого вида бизнеса. Но специфика работы бизнеса такова, что ходить по судам и доказывать, что в каком-то акте административной проверки что-то указано не верно, будет для него серьезной тратой денег и времени, а результат крайне непредсказуем. Поэтому чаще всего предпринимателю проще заплатить штраф или решить вопрос на месте. Без учета этих составляющих: снижение требований, привлечения бизнес-сообщества и сопротивление коррупции, ничего хорошего из данной инициативы не выйдет».