Войти в почту

Как конкурс профессионального мастерства мотивирует персонал «Аэрофлота»

Пожалуй, в деле развития талантов важно не только предоставить сотрудникам условия для повышения квалификации, но и создавать мотивирующую среду для того, чтобы они сами, естественным образом, хотели расти профессионально. В авиакомпании «Аэрофлот» такого результата удалось достичь, развив конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» до нового уровня. О подробностях реализации проекта рассказал Денис Карасев, директор департамента развития персонала ПАО «Аэрофлот». Проект претендует на победу в номинации Level Up бизнес-премии WOW!HR2019. Суть проекта Конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» - это соревнования работников структурных подразделений компании, которые направлены на проверку профессиональных знаний и навыков персонала. Соревновательные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями к профессиям между работниками. Конкурсные задания содержат и теоретическую часть и практическую, которые проверяется непосредственно во время выполнения работы. Изначально конкурс проходил в пределах страны, однако, когда эффективность его стала очевидна, практика была распространена и на представительства авиакомпании в 55 странах. Предпосылки разработки проекта В различных подразделениях ПАО «Аэрофлот» и раньше организовывались конкурсы профессионального мастерства. Проводились они по инициативе активных сотрудников и при поддержке руководителей внутри подразделений компаний. Изначально речи не было о какой-то системности в проведении данных мероприятий. Тут уместнее было говорить о некой стихийности конкурсов. Но один важный фактор, был заложен с самого начала – это принцип соревнования в профессиональной сфере с последующей мотивацией других работников примерами «Лучших». В 2015 году Правлением ПАО «Аэрофлот» было принято решение актуализировать и совершенствовать процесс проведения конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии». Таким образом, в числе ключевых предпосылок к запуску проекта можно назвать следующие: - желание вывести мероприятие на более высокий качественный уровень; - потребность развивать профессиональную и творческую среды для дальнейшего роста работников; - стремление повысить престиж профессий авиационной отрасли и интерес самих работников к своей деятельности; - необходимость проверить соответствие теоретической/практической подготовки сотрудников, а также способность персонала к системному взаимодействию в различных ситуациях, умение команды самостоятельно и эффективно решать сложные задачи, возникающие в ежедневно. Этапы реализации проекта Сначала мы провели исследования и анализ существующих практик проведения конкурсов профессионального мастерства в крупных компаниях и организациях транспортной отрасли. Изучили опыт конкурсных мероприятий, систему оценки чемпионатов WorldSkills. Следующим этапом организовали опросы в производственных подразделениях, чтобы выявить степень актуальности и интереса к конкурсам профессионального мастерства у персонала. По итогам исследований были выбраны должности, согласно степени важности, для обеспечения безопасности полетов и повышения клиентоориентированности. Это пилоты, бортпроводники, авиатехники, работники наземных служб (диспетчер регистрации, авиамеханики, водители автобусов, грузчики), диспетчеры по продажам. В последующие годы список профессии пополнялся. Было принято решение ежегодно привлекать к организации конкурса специалистов, в обязанности которых входит обеспечение производства (разработка, написание технологий, контроль за исполнением требований и пр.). Следует отметить, что участие непосредственных руководителей также является обязательным с целью улучшения внутренних коммуникаций. Далее мы разработали регламентирующий документ, описывающий процедуру организации и проведения конкурса, необходимые оргструктуры (организационный комитет, рабочие группы, жюри, участники), условия участия, порядок проведения и определения победителей. Создали стандарт технического описания по каждой профессии, которое содержит в себе описание профессии, критерии отбора участников, список необходимой нормативной базы, описание этапов конкурса, самих конкурсных заданий, критерии оценки, порядок определения победителя. Команда проекта, непосредственно внедрявшая и организующая проект на ежегодной основе, состоит из 5 сотрудников департамента развития персонала. Кроме того, для обеспечения конкурса по каждой профессии создаются в подразделениях рабочие группы, которые разрабатывают соревновательные испытания, а также по каждой профессии собирают группу экспертного жюри. Итого за три года в организации конкурса приняло участие 59 рабочих групп и 59 групп экспертного жюри – это чуть более 1000 работников. Численность самих участников конкурсов менялась в зависимости от количества профессий, принимавших участие в конкурсе. Так, в 2016 году за статус лучшего боролись в 9 профессиях - 724 человека, в 2017 в 20 профессиях – 1068 сотрудников, а в 2018 в 30 профессиях – 1409. За три года – 3201 работник ПАО «Аэрофлот». Сложности, возникавшие в процессе реализации проекта Небольшие трудности, конечно, были. Преимущественно они возникали в первый год. Непросто проходил процесс подготовки технических описаний профессий в стандартизированном варианте, разработка систем оценки - появлялись недочеты, которые исправляли путем принятия коллегиальных решений членами жюри. Регламентация работы членов рабочих групп и жюри по разным профессиям - это дополнительная нагрузка, которая требует временных затрат в течение рабочего дня и при этом не освобождает от основной работы. Реакция персонала на проект После проведения конкурсов в 2016 году мы получили крайне положительную обратную связь от генерального директора, высшего руководства и от рядовых сотрудников компании. Более того, конкурсы профессионального мастерства дали толчок к появлению новых проектов внутри компании, которые существенно укрепили корпоративный дух, сплотили команду. В частности, первый конкурс среди кинологов послужил основой для создания фильма о собственной кинологической службе Аэрофлота, который впоследствии был представлен на конференции ИКАО по вопросам авиационной безопасности, где была представлена выведенная своими силами специализированная порода собак для поиска взрывчатых веществ - Шакалайки. В прошлом году победители конкурсов «Лучший по профессии» принимали активное участие в первом всероссийском конкурсе «Практики наставничества», где компания также показала себя с лучшей стороны. Ежегодно конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» завершается торжественным мероприятием в конце ноября, где сам генеральный директор компании Виталий Савелий поздравляет и вручает стелы победителям, занявшим первые места. Итоги проекта Более 50% победителей конкурса «Лучший по профессии» получили повышение по должности. Это не только говорит о высоком уровне профессиональной подготовки персонала. Пример лидеров является отличным мотиватором для других сотрудников. И рост числа участников конкурсов красноречиво доказывает это утверждение. На протяжении времени проведения конкурса «Лучший по профессии» Аэрофлот ежегодно становится лауреатом премии Randstad Award как лучший работодатель в категории «Транспорт и логистика». В 2018 году Аэрофлот вошел в число 500 лучших работодателей мира по версии Forbes. Фото ПАО «Аэрофлот» Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR2019

Как конкурс профессионального мастерства мотивирует персонал «Аэрофлота»
© HR-tv.ru