Войти в почту

«Когда войне конец, идет оптимизация информационных потоков». Что происходит с «медиарупорами» «серого дома» и кому это нужно

После прихода в мэрию Екатеринбурга новой команды, главным образом тех, кто отвечает за информационную политику, на рынке традиционных медиа начался передел зон влияния. Он сопровождался слухами о сокращениях в СМИ, у руководителей которых сложились отношения со старой городской командой, и утрате ими бюджетных источников финансирования. В середине января действия мэрии приобрели очертания: новый вице-мэр по политике Анатолий Гагарин объявил о создании муниципального холдинга, который объединит городские СМИ, в том числе уже существующие. Он, как предполагается, будет включать несколько газет, радио и продакшн-студию. «Сейчас проходят переговоры с ныне существующими СМИ. Я думаю, до конца месяца мы выработаем некую дорожную карту, чтобы этот вопрос для нас решить», – заявил он. «Вечерку» можно будет купить только в киосках и по четвергам» «Мы вынуждены сообщить: все, кто привык находить «Вечерний Екатеринбург» в своих почтовых ящиках, отныне не смогут этого сделать. «Вечерку» можно будет только купить в газетных киосках, да и то лишь по четвергам. В ежедневном режиме продолжит работу наш интернет-сайт вечерний-екатеринбург.рф, однако и он будет функционировать в весьма усеченном виде», – рассказал за несколько дней до заявления Гагарина главред «Вечернего Екатеринбурга» Лев Кощеев, обращаясь к читателям с первой полосы свежего номера газеты. В беседе с корреспондентом «ФедералПресс» он уточнил, что владельцы «Вечерки» вступили в диалог с городскими властями по выходу из кризисной ситуации. «Есть вариант, что сайт и газета закроются полностью. Все вопросы решатся в течение ближайших нескольких месяцев», – заявил он. Напомним, что до 2019 года работа «Вечернего Екатеринбурга» во многом поддерживалась мэрией. Так, в 2017 году муниципалитет заключил с изданием контракты по медиасопровождению деятельности чиновников на общую сумму 11,5 млн рублей, а в 2018 – 62,1 млн рублей. Однако после прихода в мэрию новой команды чиновники начали задумываться о целесообразности продолжения сотрудничества с газетой. Масла в огонь подливали непрекращающиеся слухи о дружбе бенефициара «Вечерки» Сергея Таушканова с бывшим идеологом «городской команды» Владимиром Тунгусовым. В свете этого логичным выглядело предположение, что вслед за «кадровыми чистками» в «сером доме» город ждут и другие последствия смены власти. «О нашей деятельности избиратели узнают только с сайта думы – ни о каких газетах, интернет-порталах речь не идет. И все это завязано на администрацию города, на тендеры, которые ежегодно заключаются, в частности, с «Вечерним Екатеринбургом». Мы проговаривали с Александром Высокинским возможность пересмотреть условия тендера и дать возможность большему журналистскому сообществу участвовать в заявках», – говорил в ноябре председатель комиссии гордумы по местному самоуправлению Алексей Вихарев. Комментируя проблемы «Вечернего Екатеринбурга», новый вице-мэр по политике Анатолий Гагарин в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» заявил, что сейчас ведутся переговоры по передаче «Вечернего Екатеринбурга» в муниципальную собственность – иначе шансов на поддержку от администрации газета не сохраняет. «Какой нам смысл поддерживать частное СМИ за свой счет?» – задается вопросом Гагарин. Тем временем, глава города Александр Высокинский учредил газету «Екатеринбургский вестник». На ее страницах будет публиковаться информация, которая ранее размещалась в том числе на страницах «Вечернего Екатеринбурга». «Мы ничего нового не изобретаем, это общероссийская практика, когда функцию печатного издания, предназначенного для официального опубликования, выполняет муниципальное печатное издание», – рассказал пресс-секретарь мэрии Екатеринбурга Анатолий Карманов. «Вечерний Екатеринбург» был скорее громким брендом, нежели реальным инструментом влияния на общественное мнение. Это и заниженные тиражи, и фейковые подписчики, которые якобы получали газету, и разнарядки по районам, которые обязывались подписывать тиражи. Здесь есть недоверие [мэрии] к старым операторам и желание передать опубликование официальной информации более понятной муниципальной структуре», – считает политолог Алексей Швайгерт. По его словам, отказ мэрии от работы с «Вечерним Екатеринбургом» связан с недоверием новой команды в администрации к тем, кто долгое время контролировал городские СМИ. Смена «телепушки» Помимо «Вечернего Екатеринбурга», одной из трех «медиапушек» мэрии долгое время считалась продакшн-студия «Студия-41», основным бенефициаром которой является сын Аркадия Чернецкого Станислав. Последние годы она неизменно выигрывала контракты мэрии на организацию программы «Открытая студия», в которой городские чиновники отвечали на вопросы ведущих. При этом в победных для «Студии-41» аукционах с ней никто не конкурировал. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году мэрия в рамках контрактов заплатила «Студии-41» 4,5 млн рублей. В середине декабря, когда администрация объявила конкурс на телесопровождение своей деятельности, появились первые слухи о том, что «Студия 41» может лишиться контракта. Их сопровождало сокращение почти половины штата. «Перед Новым годом было уволено около 30 человек. У них последний рабочий день был 28 декабря, большинство из них уже работу нашло. Остальные работают, насколько я знаю, до марта. Тогда прекратится аналоговое вещание, и, соответственно, есть вероятность, что «41 канал» будет отключен и перейдет на кнопку ЕТВ», – рассказал «ФедералПресс» собеседник, знакомый с ситуацией. 14 января стало известно, что победу в конкурсе официально одержал телеканал «Крик ТВ», однако в мэрии с выводами не торопятся – контракт еще не заключен. Преимуществом «Крик ТВ» является то, что канал, в отличие от «Студии 41», присутствует на цифровом, спутниковом и кабельном ТВ, а также вещает интернете. Гендиректор и владелец акций «Студии-41» Владимир Злоказов, в то же время говорит, что компании, несмотря на потерю контракта, закрытие не грозит. «Студия-41» продолжает работать полноценно. У нас часть сотрудников имеют бессрочные трудовые договора, часть – краткосрочные, которые продлеваются ежеквартально. Контракт от мэрии составлял пять процентов нашего годового бюджета», – прокомментировал ситуацию гендиректор «Студии 41» Владимир Злоказов. Он добавил, что мэрия действительно предложила передать ей «Студию-41», однако решение по этому вопросу пока не принято. Вице-мэр по политике Анатолий Гагарин заявляет о том, что, как и в случае с «Вечерним Екатеринбургом», мэрия пытается заполучить бренд «Студии-41», чтобы производить на базе продакшна свой контент. «Злоказов сначала говорил одно, потом другое… Если у него изменилось мнение, я могу подсказать ему другой вариант: создание муниципальной продакш-студии. По большому счету, мы вольны произвести те действия, которые нам нужны. А нам нужна студия. Если они хотят оставить бренд за собой, как говорится, welcome forever», –заявил чиновник. Помимо «Студии-41», Владимир Злоказов возглавляет телеканал «Екатеринбург-ТВ» (ЕТВ), доступный в интернете и на кабельном ТВ. Перед Новым годом на канале, по слухам, также прошли сокращения, а в середине января ЕТВ, как и «Студия-41», уступил в борьбе за контракт с мэрией. Стоит отметить, что учредителем и главным бенефициаром ЕТВ является Сергей Таушканов, владеющий «Вечерним Екатеринбургом». По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2017 году ЕТВ заключил с департаментом информполитики Свердловской области контракт на сумму 1,4 млн рублей, а в 2018 году – на сумму 499 тыс. рублей. Примечательно, что, когда ДИП заключал контракты с ЕТВ, ведомство возглавлял близкий к Владимиру Тунгусову чиновник Александр Иванов, уволившийся из администрации губернатора почти одновременно с ним. «И на «Студии-41», и на ЕТВ увольнения сотрудников были связаны с оптимизацией. Из ЕТВ три человека ушли, по-моему, но там и штат-то небольшой. Проигрыш в конкурсе на работу ЕТВ никак не повлияет», – утверждает Злоказов. Пиарщик Платон Маматов не согласен с действиями мэрии в отношении «Студии 41», называя их ошибочными. «По студии есть вопросы. Потому что это СМИ достаточно популярно и списывать его со счетов – преждевременное решение», – считает эксперт. Политолог Сергей Мошкин, в свою очередь, отмечает, что на примере истории со «Студией-41» можно наблюдать формирование за пределами «серого дома» единого центра по руководству информационной политикой Екатеринбурга. «Это последствия перемирия между городом и областью. Понятно, что, когда было состояние войны, основную роль пропагандистского рупора городской администрации играли «Уральский рабочий», «Вечерний Екатеринбург» и «Студия 41». Теперь же, когда войне конец, идет оптимизация информационных потоков в этой объединенной власти. Главе города нет особой нужды иметь свой медиахолдинг», – считает эксперт. «Наши рейтинги выше, чем у «Нового радио» Третьему из главных «рупоров» мэрии Екатеринбурга – радиостанции «Город FM» – сейчас, похоже, ничего не угрожает, несмотря на призывы некоторых депутатов гордумы отказаться от содержания радиостанции «с низким рейтингом». «Это личное мнение депутатов. У «Города FM» достаточно высокие рейтинги. Жители Екатеринбурга нас слушают. Им нравится и формат музыки, и формат передач о социально-экономическом развитии города», – утверждает Анатолий Карманов. По словам директора «Города FM» Александра Брюшинина, проблем у радиостанции нет. Ее учредителем, напомним, является МБУ «Екатеринбургская радиокомпания «Радио Екатеринбург». «Радиостанция работает, закрывать ее никто не собирается. По последним исследованиям от февраля марта 2018 года, нас слушают больше 200 тысяч горожан. Это гораздо выше, чем у той же «Комсомольской правды» или «Нового радио», – говорит он, добавляя, что о информации о возможном сокращении бюджетного финансирования в редакцию пока не поступало. Также с его слов известно, что в год на содержание работы радиостанции у мэрии уходит порядка 10 млн рублей. Оценивая идею объединения прогородских СМИ в холдинг администрации Екатеринубрга, Платон Маматов отмечает, что, скорее всего структура будет выполнять роль «кошелька мэрии», через который будут распределяться бюджетные деньги в пользу субподрядчиков и интересантов. «Говорить, что он будет иметь какую-то медийную эффективность не стоит. Особенно в условиях нашей конкуренции. Тем более СМИ сейчас конкурируют не только межу собой, но и с соцсетями. И в этих условиях, создание медиахолдинга – история заведомо провальная. При этом я не думаю, что его всерьез рассматривают как инструмент пропаганды и агитации. Это будет некий хаб, через который пойдут финансовые потоки», – подчеркивает эксперт.

«Когда войне конец, идет оптимизация информационных потоков». Что происходит с «медиарупорами» «серого дома» и кому это нужно
© РИА "ФедералПресс"