«Антиукраинская вакханалия» в центре Киева. Под угрозой здание Центральной Рады
Памятнику архитектуры угрожает опасность. В этом здании заседал первый парламент Украины, Центральная Рада во главе с Грушевским, и здесь же в 1917 году была провозглашена независимость Украинской Народной Республики. Сейчас вход в здание преградили металлическим забором, а арендаторам не продлевают договоры. Национальный союз писателей утверждает, что центр украинской культурной жизни, в котором находится Музей Украинской революции 1917-1921 годов, Педагогический музей, концертный зал, а также огромное количество кружков и секций для детей, могут заменить ресторан и офисный центр. Авторы заявления считают, что таким образом «рейдеры» выполняют «антиукраинскую» волю. Что на самом деле происходит с памятником архитектуры — разбиралась Украина.ру. Сердце украинской государственности Педагогический музей, в современной Украине более известный как Дом учителя, — настоящее сердце украинской государственности. Здесь «самостийники» во главе с Михновским в жарких спорах с «автономистами» Винниченко отстаивали идею независимости Украины. Именно здесь была провозглашена в 1917 г. Украинская Народная Республика и был принят IV Универсал, в котором провозглашалась независимость государства. Тут заседал первый парламент независимой Украины. Здание в стиле неоклассицизм выполнено по проекту выдающегося киевлянина Павла Федотовича Алёшина. Незадолго до его открытия в 1911 году через дорогу напротив, в Киевской опере, революционер застрелил премьер-министра Столыпина, из-за чего строительство оказалось под угрозой. Власти империи хотели отменить строительство «Народной аудитории», опасаясь, что планируемые в ней публичные лекции будут подогревать революционные настроения в Киеве. Ситуацию спас брянский миллионер Семён Могилевцев, безвозмездные инвестиции в Киев которого до сегодняшнего дня не поддаются рациональному анализу и заслуживают отдельной статьи. Он пожертвовал необходимые 500 тысяч золотых рублей, концепцию здания изменили с «аудитории» на «музей» — и его достроили по изначальному плану. Стены теперь уже Педагогического музея выполнены из крымского известняка, привезенного из города Инкерман. Материал известен тем, что использовался в строительстве античных памятников архитектуры еще со времен Римской империи. Фасад музея украсили лик философа Сократа и еще около 200 фигур, изображающих развитие человечества в области наук и искусств. Уже в 1912 году в Педагогическом музее работали выставочный, лекционный и концертный залы, библиотека и читальный зал, оборудованы кабинеты физики, химии и естествознания, доступные для свободного посещения. Лекции читали лучшие педагоги Европы, в том числе приезжавше из-за границы. От Грушевского до Зеленского Бурные события Первой мировой и Гражданской войны нарушили тишину и спокойствия музея. Здесь заседал украинский парламент, находились кабинеты Винниченко и Грушевского. Мало кто знает, что во время Гражданской войны 1917-1921 годов войска Петлюры чуть не расстреляли в этом здании брата Михаила Булгакова — Николая за его принадлежность к другой стороне конфликта. Хорошо зная здание музея («как свои пять пальцев»), он нашел незапертое окно и выпрыгнул со второго этажа в сугроб. Толстый слой снега спас ему жизнь. Достраивал здание архитектор Алешин уже при СССР, благополучно пережив ужасы Первой мировой и Гражданской войны и дослужившись до звания вице-президента Академии архитектуры УССР. В 1937 году Алешин практически вдвое увеличил первоначальную площадь здания, расширив его вглубь, но сохранив при этом первоначальный фасад. Любопытно, что уже в наше время в Доме учителя проходила «инаугурация» еще одного политика, пусть и вымышленного — Василия Голобородько, главного героя сериала «Слуга народа», которого сыграл украинский комик Зеленский. Сегодня он баллотируется на пост президента. Видимо, создатели сериала решили так обыграть биографию главного героя — по сюжету он учитель («Дом учителя») и историк, как и возглавлявший находившуюся в этом здании Центральную Раду Михаил Грушевский. Лакомый кусок: реставрация или перестройка За долгие годы существования архитектурный памятник в центре Киева хотели заполучить многие. В начале 90-х здесь функционировали магазины будущего мэра Киева Леонида Черновецкого, затем был открыт ресторан, от которого внутри здания до сих пор остались колонны и кухонные вытяжки. В 2011 году прокурор Киева Анатолий Мельник заявил, что здание планируется приватизировать, в связи с чем прокуратура решение опротестовала. Тем временем здание нуждалось в капитальной реставрации. Особенного внимания заслуживал стеклянный купол Дома учителя, который в отличие от своего «брата» — купола Верховной Рады, для которого послужил прообразом, — не реконструировался с 1974 года. Из-за его аварийного состояния вода попадала внутрь здания, потолки начали «цвести», обваливалась штукатурка. Педагогический дом в Киеве В 2012 году на необходимости ремонта обращала внимание на тот момент директор Дома учителя Лариса Мельник: «Дому более ста лет, конечно, многие вещи здесь требуют замены. Например, коммуникации, которые уже исчерпали свой ресурс, электропроводка, также нуждается в ремонте крыша». Однако с тех пор деньги так и не нашли. В 2013 году с купола на улицу Владимирскую обвалилось около 4 квадратных метра стекла. Чудом никто не пострадал. А в январе 2016 года директор киевского Дома учителя Лариса Мельник неожиданно уволилась по собственному желанию. Туалет вместо исторического кабинета? 20 июля 2017 года Киевская городская организация «Украинское общество сохранения истории и культуры» направило письма в Администрацию президента, Верховную Раду и Кабинет министров с просьбой взять под личный контроль вопросы, касающиеся сохранения и утилизации памятников архитектуры. Осенью 2017-го постоянная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций утвердила применительно к зданию статус «чрезвычайная ситуация техногенного характера, которая наступила вследствие разрушения строения нежилого назначения». И вот к долгожданной реконструкции наконец приступили. 7 декабря 2018 года вокруг Дома учителя появился металлический забор. По словам исполняющего обязанности директора коммунального заведения «Киевский городской дом учителя» Олега Стешука, реконструкция запланирована с февраля 2019 (время, когда истекает последний контракт) по июнь 2022 года. Бюджет составит 450 миллионов гривен (около 1,1 миллиарда рублей). Но 14 декабря 2018 года директор музея Украинской революции 1917-1921 гг., который находится в здании Дома учителя, неожиданно выступил перед прессой. Демонстрируя план будущей реконструкции, он показал, что на месте кабинета Грушевского планируется сделать уборные, а на крыше здания, под куполом, собираются строить ресторан. Более того, к ресторану посетителей должны везти 4 лифта, устройство которых не может не повлиять на исторический интерьер здания. В то же время исполняющий обязанности директора Дома учителя тогда заявил, что музею ничего не угрожает. Но полный план реконструкции так и не был опубликован. «Забор откровенно тюремного толка» И вот 11 января на официальном сайте Национального союза писателей Украины было опубликовано заявление с призывом не допустить разрушения памятника, опубликовать, наконец, «проект реконструкции» и ответить на вопрос — будут ли действительно тут строить ресторан и офисный центр? В заявлении также утверждается, что новый, ранее незамеченный «проект реконструкции» одобрили тайно. А также что здание «окружили забором откровенно тюремного толка». Виновными в этом называют новых менеджеров коммунального предприятия или, выражаясь словами авторов, «рейдерская команда с выразительной антиукраинской ориентацией». Происходящее вокруг памятника архитектуры авторы называют «антиукраинской вакханалией» и призывают созвать правительственную комиссию. Удастся ли киевской общественности отстоять памятник архитектуры? Во всяком случае, один раз это уже удалось. Проблема в том, что на реконструкцию всех исторических памятников в Киеве денег в городском бюджете не хватает, и какое-то компромиссное решение все же надо принять. В конце концов, что на самом деле страшнее: быть разрушенным от старости и осадков или потерять свою историческую идентичность в процессе перестройки? Это должны решить сами киевляне.