Рекламу пива на ТВ притормозили
У Правительства пока не появилось единой позиции по поводу инициативы единороса Антона Горелкина, которая разрешает бессрочно рекламировать пиво и пивные напитки во время трансляций спортивных матчей и в ночное время с 23:00 до 7:00. Минцифра, ФАС и Минспорт проект поддержали, а Минздрав выступил категорически против. Теперь, по решению депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным, ведомства должны провести консультации и предоставлять общую позицию по документу перед его вторым чтением в палате. Рекламное подспорье Запрет на рекламу пива действует в стране с 2012 года, когда напиток был приравнен к остальной алкогольной продукции. Однако в 2014 году в преддверии Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу 2018 года ограничение было временно — до 31 декабря 2018 года — снято. И пивоваренные компании, и СМИ, и спортивные организации меру, введённую по требованию Международной федерации футбола, поддерживали со скрытой надеждой — вдруг и после завершения турниров послабление продолжит действовать. Их чаяния были услышаны законодателями — с соответствующим предложением выступил депутат Госдумы Антон Горелкин. Но принятие в первом чтении 18 декабря его законопроекта, который вновь и уже навсегда возвращает рекламу пива в телеэфир, сопровождалось бурными дискуссиями в зале. Тогда спикер палаты Вячеслав Володин предложил коллегам не спешить и провести дополнительные консультации с профильными министерствами, спортсменами, медийщиками. Позже, 10 января, на расширенном заседании Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи выступили представители профильных ведомств. Большинство из них проект поддержали. Замглавы Минспорта Наталья Паршикова призвала документ принять, так как доходы от его реализации помогут поддержать спортивные федерации, многие из которых функционируют на очень небольшие деньги. Об этом же сказал глава Федерации хоккея России Владислав Третьяк. Он отметил, что средства, вырученные от продажи пива на стадионах, от рекламы пива,— это всё подспорье для спортивных федераций и детских спортивных школ. «Наше министерство поддерживает законопроект. Опыт по рекламе пива в предыдущие годы не показал роста за счёт этого алкоголизма в стране и развития потребления пива. По данным последнего опроса ФОМ, 28 процентов россиян вообще не пьют алкоголь», — сказал замглавы Минцифры Алексей Волин. Он также напомнил, что множество трансляций зарубежных соревнований проходит с открытой рекламой пивных брендов: «Если мы не примем этот закон, то лишим российских болельщиков просмотра таких соревнований». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) документ также поддержала, но призвала убрать из него норму о показе рекламы ночью. «Уже при рассмотрении инициативы на пленарном заседании во втором чтении было принято решение запросить общий отзыв Правительства и вернуться к процедуре рассмотрения уже с учётом этого документа. Так выглядит ситуация на сегодняшний момент», - объяснил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. Он ещё раз подтвердил, что проект концептуально поддержан теми министерствами, которые делали это и раньше, а также российскими спортивным ассоциациями. «Возможность получать средства из рекламных бюджетов мировых пивоваренных компаний даст возможность отечественным СМИ иметь дополнительные источники финансирования, которое может быть направлено на закупку более качественного и разнообразного спортивного контента и своевременную модернизацию оборудования», — подчеркнул председатель думского Комитета. Спорт и алкоголь не совместить даже на экране Оппозицией к коллегам из других министерств выступил замглавы Минздрава Олег Салагай. На расширенном заседании Комитета Госдумы по информационной политике он призвал законопроект не принимать и заверил, что ведомство напишет отрицательный отзыв. «Алкоголь — это не обычный продукт или товар. Это продукт, потребление которого ассоциировано с определёнными рисками. Будь то пиво ли, крепкие спиртные напитки, риски в любом случае существуют. А в соответствии с указом Президента РФ предстоит увеличить продолжительность здоровой жизни граждан и увеличить долю лиц, ведущих здоровый образ жизни. Мы не поддерживаем законопроект о возвращении рекламы пива. Запрет рекламы вносит определённый важный вклад в предупреждение рискованного потребления алкоголя», — сказал Салагай. В Комитете Госдумы по охране здоровья придерживаются такого же мнения. Член комитета Алексей Куринный заявил «Парламентской газете», что законопроект вредный и просто идёт вразрез всей антиалкогольной политике в России, которая хотя бы начала давать уже небольшие результаты. «А проведение спортивных мероприятий вообще никак не может быть связано в том или ином виде с алкоголем. Даже на экране», — констатировал парламентарий. Алкоголь — это не обычный продукт или товар. Это продукт, потребление которого ассоциировано с определёнными рисками. Он рассказал, что члены комитета предложили его главе Дмитрию Морозову провести отдельное заседание, посвящённое инициативе. «Председатель пока размышляет», — сообщил Куринный. Необходимо расставить приоритеты «Вячеслав Володин правильно сделал, что предложил сначала сторонам договориться, а уже потом, согласовав все нюансы, выносить законопроект на второе чтение. Кроме того, у нас очень любят обвинять парламентариев в лоббизме тех или иных производителей. Лучше заранее упредить подобные разговоры», — выразил свою точку зрения «Парламентской газете» директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. Он подчеркнул, что понимает аргументы ведомств, которые настаивают на увеличении финансирования спорта за счёт рекламных денег, но позиции этой не разделяет. «Я считаю, что приоритетом не только для законов, но и для всего государственного процесса должно являться качество жизни и безопасность граждан», — сказал политолог. Мартынов признался, что не понимает логики, когда мероприятия финансируются на средства, вырученные от, по факту, причинения вреда здоровью. «Основными потребителями пива и, соответственно, его рекламы являются молодые люди. В итоге они страдают пивным алкоголизмом, замедленным метаболизмом и ожирением. А вместо того, чтобы бежать заниматься спортом, идут в магазин за очередной бутылочкой пива», — высказался Алексей Мартынов Как у них В Великобритании крепкий алкоголь и пиво не могут рекламироваться в программах, где есть вероятность, что более 25 процентов аудитории моложе 18 лет. Правила для рекламы алкоголя не запрещают продвижение алкогольной продукции с участием известных личностей спорта и шоу-бизнеса. Использование образов анимационных героев и животных не запрещено. Нет никаких ограничений на рекламу любых алкогольных напитков на телевидении Болгарии.Также отсутствуют ограничения на спонсорство алкогольными компаниями спортивных или молодёжных мероприятий. Чётко регламентируется реклама пива и вина в Германии. Там она разрешена на телевидении, радио и в кинотеатрах вечером после 18:00, а крепких напитков — после 20:00. Реклама пива частично ограничена во всех СМИ Финляндии, кроме кинематографа и мест продаж. Производители пива и вина частично ограничены в роли спонсоров мероприятий, производителям крепких спиртных напитков запрещено быть спонсорами спортивных мероприятий. Полностью запрещена реклама алкогольной продукции на телевидении и радио Турции. При этом не запрещено спонсорство алкогольными компаниями молодёжных и спортивных мероприятий. А в Хорватии существует запрет рекламы алкоголя на телевидении, радио, в печатных СМИ, в наружной рекламе, в кинотеатрах. При этом реклама пива нигде не ограничена.