За горами отходов. Почему мусорная реформа буксует в Красноярском крае?

То, что Красноярский край не готов к проведению мусорной реформы, было понятно ещё в 2018 году. Муниципалитеты обращались в Заксобрание края с просьбой об отсрочке. Краевой парламент дважды обсуждал эту проблему с правительством. Чиновники заверяли, что справятся с любыми сложностями. Но 1 января край погрузился в мусорную бездну. В ситуации разбирался корреспондент «АиФ-Красноярск». Информационный шквал Первыми на бардак у мусорных контейнеров отреагировали социальные сети. Жители столицы края начали формировать карту развала системы вывоза отходов из Красноярска. Как на военной схеме, постепенно город заполнялся отметками: Аэро­вокзальная, Тотмина, Калинина, Гусарова, Роща - и так до бесконечности. Эмоции горожан зашкаливали, но находились и остряки, которые всё объяс­няли приходом года Свиньи. «Баки стоят, дозвониться проблема, накопили мусора недельного объёма. Дальше-то что?»; «Люди платят за вывоз мусора, а умные операторы предпочитают экономить, складывая в карман наши деньги»; «Знали все, что праздники и будет много мусора, можно и нужно заранее было договориться, простимулировать людей, и этого свинства не было бы». Неделю город зарастал свалками. 6 января мэрия созвала оперативный штаб. Власть поставила перед операторами задачу в течение двух дней вывезти отходы с территорий жилых домов и частного сектора. Контроль над исполнением взял на себя первый заместитель главы города Владислав Логинов. По версии чиновников, развал выглядел не таким уж всеобъемлющим. В службу «005» действительно поступали сообщения о проблемах с вывозом, но в общей лавине звонков их было не более 350. Каждый адрес взят на контроль. Нашлось даже за что похвалить оператора правобережья, у которого работа оказалась организована лучше. В общем, трудности переходного периода. «Многие тянули до последнего» Не разделили недовольства красноярцев и операторы, ответственные за вывоз мусора. По их мнению, для лучшей организации процесса уборки им не хватило времени. Тариф на услугу был утверждён лишь в декабре. Многие управляющие компании занялись оформлением договоров с операторами в последние дни года. Из 380 УК Красноярска 80 (каждая четвёртая!) отношения так и не узаконили. «Мы регулярно проводили встречи с представителями управляющих компаний, районными администрациями, товариществами собственников жилья, говорили о необходимости предоставить нам полные маршруты, - прокомментировал ход переговорного процесса директор «Красноярской рециклинговой компании» Илья Ильин. - Однако многие тянули до последнего. В результате только по Центральному и Железнодорожному району каждый день добавляются десятки новых адресов. Так, на 30 декабря 2018 года у нас было прописано 1423 маршрута. Сегодня выявлено уже 2 тыс. адресов только по этим двум районам». По словам директора «КРК», нашлись и компании, которые вывезли с площадок складирования ТБО контейнеры, и в результате мусоровозы физически не могли выполнить свою работу. Не совпали и нормы накопления отходов, указанные в договоре. Причём разница оказалась трёхкратной в сторону увеличения. Данные, с его слов, были предоставлены министерством природных ресурсов края. Сейчас «КРК» надо ещё несколько дней, чтобы вывезти накопившийся мусор, и не меньше трёх недель на отладку системы. С уголовным ароматом Нечто подобное происходит сейчас на территории всего Красноярского края. Хотя в районах к запаху мусорной реформы начинает активно примешиваться уголовный аромат. Так, на юге региона возникли серьёзные вопросы к оператору Минусинской технологической зоны, в которую входят, в частности, Минусинск, Минусинский и Краснотуранский районы. К их решению подключился депутат Законодательного собрания Владислав Зырянов, направивший обращение в прокуратуру края. В ответе первого заместителя прокурора края Александра Блошкина сообщается: «Надзорный орган установил, что по результатам конкурсных процедур победителем ООО «Аэросити-2000» в министерство экологии и рацио­нального природопользования края была предоставлена подложная банковская гарантия ПАО «БИНбанк». В связи с чем прокуратурой края в Арбитражный суд Красноярского края направлено исковое заявление о признании недействительным соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны». В результате возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 327 УК РФ «по факту использования подложного документа». Стоит отметить, что это не первое вмешательство прокуратуры в дела мусорной реформы. 22 октября 2018 года решением Арбитражного суда Красноярского края признаны недействительными результаты конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Назаровской технологической зоны. И здесь всё также начиналось с подложных банковских гарантий «БИНбанка». Стоимость контракта, выигранного по фальшивым документам, превышает 6 млрд рублей! Этот же оператор выиграл конкурсы ещё в четырёх территориях края. Информации о повторной проверке его документов пока нет. Впрочем, и в краевом центре, видимо, без прокуратуры не обойдётся. Депутат Заксобрания Илья Зайцев направил запрос в ФАС с просьбой проверить закупки «Красноярской рециклинговой компании», которая заключила три контракта на вывоз мусора на территории левобережной технологической зоны с фирмой из Санкт-Петербурга на сумму почти 3 млрд рублей. А ведь реформе всего три недели... За горами мусора и поднимающимся валом уголовных дел незамеченным остаётся тот факт, что региональные реформаторы потеряли смысл нововведения. Предполагалось, что россияне в корне изменят отношение к мусору. Появится возможность для раздельного сбора отходов. Будут построены сортировочные станции и мусороперерабатывающие заводы. И вместо гигантских мусорных свалок возникнет целая отрасль - рециркуляции ТБО. Вот за это и должны были доплачивать простые граждане. Пока же в крае всё остаётся по-старому. Новыми будут только цифры в платёжках в феврале. И безответный вопрос: за что мы платим больше? В поисках смысла Роман Казаков, председатель координационного совета Общественное движение «Народный контроль в ЖКХ» Мусорная реформа окончательно вышла из-под контроля и потеряла, судя по всему, теперь уже всякий, даже экономический смысл. Любые подобные изменения должны иметь базу и смысл. Они должны быть выверены многократными расчётами и сверками, чтобы не ударить по карману граждан. Сегодня мы видим, что два профильных министерства на корню меняют контуры реформы, которую готовили два года! Это говорит о том, что либо они изначально необоснованно раздували экономическую базу операторов, либо сейчас приняли волюнтаристское решение, которое поставит под угрозу систему вывоза мусора и строительства необходимой инфраструктуры. Доказательством служит та чехарда с тарифами и нормативами, которую мы наблюдаем последние две недели. Перед Новым годом даже берега в Красноярске должны были платить по-разному: левый - 79,74 рубля на человека в МКД и 125,31 рубля - частники. На правом берегу соответственно 87,51 и 137,51 рубля. Прошло две недели, и вот тарифы для берегов и частников сравнялись на уровне 79,74 рубля. Комментарий Депутат Заксобрания Владислав Зырянов: - Считаю, что край должен, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, получить отсрочку на запуск реформы. В сентябре по моей инициативе было проведено специальное совещание по мусорной реформе для южных территорий края. Уже тогда появились серьёзные сомнения по поводу московской фирмы, выигравшей конкурс на обслуживание Минусинской технологической зоны. Можно ли доверить ООО с уставным капиталом всего в 10 тыс. рублей столь серьёзный участок работы? Ответ прокуратуры эти сомнения подтвердил. Подложный банковский документ - это не шутка. Буду настаивать, чтобы правоохранительные органы разобрались с виновными по всей строгости закона. Есть вопросы и к краевым чиновникам, ответственным за проведение реформы. Как такая фирма вообще была допущена к конкурсу?! Мнение власти Первый заместитель губернатора - председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин: - С 1 января в крае, как и во всей стране, стартовала так называемая мусорная реформа. На совещании у губернатора прозвучали жёсткие оценки, в частности, в отношении конкретных должностных лиц. Главам даны соответствующие поручения, чтобы реформа развивалась и дальше в поступательном штатном режиме. Считаю, что в Красноярске «нижний пик» накопления мусора на площадках пройден. Мы уже оцениваем с осторожным оптимизмом, что ситуация близка к штатной, что порядок в ближайшие дни будет наведён и дальше процесс будет идти без сбоев. Мы никак не можем допустить, чтобы в краевом центре подобного рода неприятности становились системой. Тем более что мы ждём крупное международное мероприятие. Кстати Красноярский край поделили на 19 технологических зон. Реформа вступила в силу 1 января везде, кроме Туранской, Туруханской и Богучанской зон. С утверждённым тарифом ни один оператор не согласен обслуживать эти районы.Изменилась и система оплаты для населения, которая теперь рассчитывается не по квадратным метрам, а исходя из числа жильцов, постоянно проживающих в жилом помещении.По краю плата за вывоз мусора колеблется от 63,39 до 124,39 рубля в месяц на жителя многоэтажки и от 99,61 до 199,03 рубля на жителя частного дома.

За горами отходов. Почему мусорная реформа буксует в Красноярском крае?
© АиФ Красноярск