Арктика – главный нефтегазовый резерв России
Александр Дзюбло – профессор кафедры освоения морских и нефтегазовых месторождений РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина На сегодняшний день в зоне арктического шельфа российскими специалистами открыто 33 месторождения нефти и газа. При этом 91% потенциальных нефтегазоносных структур остается неизведанным (основная масса – на востоке). Из цифр видно, что морской север России – значительный резерв и потенциальная зона развития сырьевой промышленности страны. Несмотря на это, до сих пор регион не развивался. Первые углеводороды из морских месторождений Арктики начали добывать только в 2014 году – на платформе «Приразломная». Для освоения запасов шельфа придется бороться с рядом факторов. Во-первых, с суровыми климатическими условиями: низкие температуры и полярные ночи в зимний период, болота в прибрежных зонах в теплое время года. Во-вторых, с недостатком инфраструктуры. Во многих регионах ее придется создавать с нуля – необходимы значительные финансовые вложения. Ситуация усугубляется необходимостью военного присутствия. Спор за арктические территории накалился, когда в начале 2000-х со стороны РФ были выдвинуты требования расширить арктические территории страны. Мировое сообщество ответило отказом, но проблема этим не исчерпалась. Претензии России сохраняются, а для защиты своих интересов на Севере наращивается военная мощь. Учитывая, что континентальные запасы углеводородов иссекают, вопрос развития Арктики становится острым. Поэтому правительством и президентом РФ была сформулирована стратегия освоения Арктики. Она заключается в создании опорных зон вдоль всего северного побережья. Эта стратегия комплексная, она должна решить вопросы транспортной инфраструктуры, создания условий для предпринимательской и хозяйственной деятельности, для формирования баз, с которых начнется продвижение в арктический шельф. Министерством экономического развития в 2016 году был подготовлен проект ФЗ «О развитии Арктической зоны РФ». В нем в качестве опорных зон выделено восемь территорий севера страны, каждая из которых станет самостоятельной точкой роста, со своими промышленностью и транспортными системами. В качестве пилотной была выбрана Кольская опорная зона – территории Мурманской области. Ее преимущества: наличие портов, работающих круглый год, богатых запасов ресурсов (в том числе углеводородов) и, самое главное, – развитой транспортной инфраструктуры и образовательного учреждения, которое примет участие в развитии зоны – Мурманского арктического университета. Планируется постройка глубоководного морского центра, который обеспечит переработку сырья, а также свяжет морские месторождения с континентом. Таким образом, Мурманск станет транспортным узлом Арктики. На востоке ключевой зоной станет Северо-Якутская – территория республики Саха. Реализация месторождений в одном только Анабарском районе позволит получать до 12 млн тонн углеводородов в год – богатство недр один из главных плюсов этой зоны. Другой положительный фактор – порт Тикси. Поэтому Северо-Якутская зона в будущем – важный транспортный узел, а также нефтегазовый центр (добытые ресурсы планируют экспортировать в Японию). К остальным шести опорным зонам относятся Ненецкая, Архангельская, Чукотская, Воркутинская, Ямало-Ненецкая и Таймыро-Туруханская. В перспективе развитие этих регионов сделает доступным для освоения большие объемы нефтегазового сырья – до 258 трлн тонн по нынешним оценкам. На реализацию опорных зон выделяются значительные средства. Север накладывает свой отпечаток: всякий проект там стоит дороже, чем на юге. На развитие только транспортной инфраструктуры в Северо-Якутской зоне потребуется 7,1 млрд рублей. Всего, согласно законопроекту «О развитии Арктики», из федерального бюджета будет выделено 190 млрд рублей. Остальные средства должны быть получены за счет крупных инвесторов, в том числе иностранных (в основном – Китая).