Войти в почту

«Даже консерваторам придется меняться». Как и когда VR заменит традиционное обучение персонала

Можно ли полностью заменить обучение VR? На текущем этапе – скорее, нет. И дело даже не в том, что мы не можем доверять технологиям на 100%. Речь о трудностях формализации и объективизации методов – далеко не каждый HR-специалист может четко назвать критерии, по которым он оценивает кандидатов. Поэтому как минимум принятие окончательного решения – допускать стажера к делу или нет – еще несколько лет будет оставаться за HR-ом или другим специалистом по кадрам. Хотя уже сейчас предпринимаются попытки создать автоматизированные системы по анализу видеоинтервью кандидатов на массовые должности. Но даже в этом случае искусственный интеллект только облегчает работу рекрутеру, оставляя наиболее подходящих по формальным признакам соискателей. Гораздо понятнее обстоит дело с обучением персонала. Подавляющее большинство учебных курсов, с которыми доводилось сталкиваться, имеют довольно четкую структуру донесения материала и измеримые критерии его освоения. И тут ведущую роль может сыграть виртуальная реальность. Переход к обучению в виртуальной реальности стоит сделать плавным: не ломая устоявшуюся систему обучения, а дополняя ее. Фото: Институт инновационного развития СамГМУ Все компании разные. И если в сфере IT, финансов и ритейла нововведения приживаются быстрее, то производственники и врачи более консервативны, из-за чего переход на VR может затянуться на годы. Представьте картину: межрегиональная компания на 2-3 тысячи сотрудников со своим учебным центром. Преподают там специалисты за 40 по методичкам, утвержденным в начале 2000-х. Уровень владения гаджетами у преподавателей начальный. Потребуется обучать сначала их, хотя штат таких центров со временем будет значительно сокращен. Затем вносить и согласовывать изменения в регламенты, закупать комплекты VR-оборудования. Но даже консерваторам придется меняться: штат компаний пополняет поколение Z. Они «родились» с гаджетом в руке, к любой технологии адаптируются за неделю, а оценить их компетенции сходу не сможет и опытный HR. Ведь соискатели Z скрывают их за непомерными амбициями, чрезмерным напором и завышенными требованиями к работодателю. Это не плохо, просто к их обучению и адаптации нужен иной подход. Бумажными учебниками их не увлечь. Почему видеокурсы и вебинары – не альтернатива? То же поколение Z отлично усвоило парадигму «учиться всю жизнь». Экономически это очень выгодно частным образовательным компаниям. При этом 29% сотрудников, которые самостоятельно оплачивают обучение, выбирают онлайн-образование, предпочитая его курсам повышения квалификации от предприятия (лишь 4%). В том числе по экономическим соображениям. Вебинары и видео в формате 360 намного дешевле, но и недостатки очевидны: учащийся находится в пассивной позиции, задействованы только визуальный и аудиальный каналы восприятия, «моторная память» в этот момент не работает. Поэтому если нужно запомнить многоэтапный технологический процесс или научиться сложному навыку – VR выигрывает. Отвлекающих факторов – минимум. В VR невозможно параллельно обучению смотреть сериал и отвечать на сообщения в мессенджере. Технология максимально интерактивна: учащийся не просто наблюдает, он участвует в процессе, более того – сопереживает происходящему, что доказали ученые Стэнфорда. Благодаря чему, «прокачивать» в VR можно не только hard, но и soft skills. Пример 1 Так, калифорнийская страховая компания Farmers Insurance тренирует в VR оценщиков ущерба, нанесенного домам. Чтобы понять, насколько критична утечка воды и как сильно поврежден пол, стажеру приходится буквально становиться на колени, «заглядывать» под ванну и раковину и визуально оценивать ущерб. Компания вложила 400 тысяч долларов в программное и аппаратное обеспечение. Примерно 50 новых сотрудников прошли обучение. «Виртуальная среда вначале была только одна – двухэтажный дом в Лос-Анджелесе с одинаковыми для всех обучаемых повреждениями», – говорит директор по обучению Farmers Джессика Деканио. С помощью программного обеспечения, созданного VR-компанией Talespin, Farmers теперь может использовать шесть различных планов этажей и 500 разных сценариев повреждений, что позволяет симулировать тысячи нестандартных ситуаций. Приобретение знаний так происходит намного быстрее. Чем больше сценариев оценщики проработают, тем более комфортно себя чувствуют, когда идут к дому реального клиента. главный менеджер по претензиям Farmers Кейт Дейли Еще одним преимуществом формата VR является возможность записи сеанса. По словам Дейли, наблюдение за выполнением симуляции и ее просмотр помогает преподавателю лучше донести знания до работников. Как сказал представитель компании, VR сократит расходы на поездки сотрудников до 300 тысяч долларов в год, поскольку избавит от необходимости отправлять новичков в свои традиционные учебные центры в Лос-Анджелесе и Гранд-Рапидсе. Источник. В виртуальной реальности гораздо проще реализовать нелинейный сценарий – либо добавить непредвиденные события и научить правильной реакции на них, либо сделать сценарий гибким, когда каждое следующее событие зависит от предшествующего действия, так называемые «эвристические задачи». В этом есть смысл, так как в реальности часто что-то идет не так: врач во время операции может задеть артерию, внезапно может подскочить артериальное давление, пациент перестанет дышать. Или во время обслуживания клиента в офисе может начаться пожар и от адекватности реакции будут зависеть жизни людей. Варианты развития событий масса, пока не попробуешь сам, не узнаешь, как адекватно реагировать. Пример 2 Быстрая реакция важна в профессиональном спорте, где решения нужно уметь принимать стремительно. Бывший стэнфордский футболист и тренер Дерек Белч написал магистерскую диссертацию о виртуальной реальности в качестве учебного пособия, а позже основал компанию StriVR, которая занималась съемкой футбольных матчей в формате 360 градусов. Все исследования Стэнфордской лаборатории виртуальной реальности подтверждают, что в человеческом движении невероятно важно, как наш мозг его воспринимает. В виртуальной реальности можно наблюдать за естественными движениями других игроков в виртуальной реальности, тем самым укрепляя мышечную память. бывший тренер и основатель StriVR Дерек Белч При использовании этой технологии для тренировок защитник Стэнфорда Кевин Хоган провел три из своих лучших игр в 2014 году. Это было достаточным доказательством для Белча, и он представил свою технологию в футбольных программах колледжа и в НФЛ. «Ковбои Далласа» были первой командой НФЛ, которая дала этой системе восторженные отзывы. Источник Вскоре после этого к проекту присоединились еще пять команд. У системы безграничные возможности: тренер может влиять на расположение игроков на поле, изучать и тренировать взгляд спортсмена. Применение может быть как командное, так и индивидуальное. Есть ли противопоказания? Абсолютная безопасность VR не доказана, но и противопоказаний не сформулировано. Думаю, это вопрос ближайшего года-двух. Однако ясно то, что при длительном нахождении в VR наблюдается синдром «виртуальной руки», головокружение и тошнота. С ними планирует, например, справиться LG Display, что не может говорить о полном отсутствии ограничений для пользователей. Кроме того, виртуальная реальность не рекомендуется людям со склонностью к эпилепсии и людям с неустойчивой психикой. VR как панацея для промышленников Медицина, строительство, дизайн, ритейл – VR работает везде. Но, уверен, что наиболее востребован VR будет там, где есть сложные и опасные процессы, где цена ошибки очень высока – в промышленности. Мировая нефтесервисная компания Schlumberger заменяет классические учебные классы на виртуальные, где можно имитировать работу с оборудованием на земле и в море. Практиковаться в цементировании скважин, не приостанавливая рабочий процесс и не рискуя жизнью сотрудников-новичков, – столько проблем решает VR. Источник Компания Ford приводит данные, которые говорят о сокращении травм рабочих благодаря использованию VR. Технология настолько перспективна, посчитали в компании, что создали собственную VR-лабораторию. Она оцифровала поведение рабочих, проанализировав связанные с риском для жизни движения при помощи носимых устройств и спроектировала альтернативные действия людей и машин в виртуальной реальности. Результаты впечатляют. Благодаря 90%-му сокращению чрезмерных движений, опасных положений рук при установке сложных деталей удалось сократить число больничных из-за травм на 75%. Источник Представьте теперь российские реалии. На предприятие приходит вчерашний студент техникума, которого нужно подготовить к работе со сложным оборудованием, что связано с риском для жизни и здоровья. Учился он не на все «пятерки», у него плохо с английским. А в цехах станки разных поколений, разной степени адаптированности к русскому языку, и методические пособия давно утеряны. VR-симулятор в этом случае поможет обезопасить новичка на производстве и минимизирует временные затраты работника-наставника. Еще одно преимущество VR – многопользовательский режим. Например, при выбросе на буровой скважине техника безопасности предполагает скоординированные действия минимум четырех человек – буровика и трех его помощников, каждый из которых должен выполнить определенные манипуляции в строгом порядке. Стоимость комплекта VR-оборудования на четверых в десятки или сотни раз дешевле, чем организовывать выезд бригады на реальный объект для проверки полученных в ходе обучения навыков. Как компании понять, нужен ли ей VR Сама по себе технология работать не будет, если не будет решать прикладных задач. Скорее всего, руководство предприятий, задумавшееся о применении VR-технологий «потому что все так делают», не получит ощутимого результата. Обучение – это не презентации компании на выставочном стенде, здесь вау-эффект не нужен. А нужно решение реальных проблем. Поэтому оптимальным подходом тут будет customer development. Встречи с заказчиком, выяснение проблем – исключение риска для жизни и здоровья сотрудников, повышения мотивации и вовлеченности, увеличение числа обученных, сокращение расходов компании и так далее. Источник Компаниям с массовым набором сотрудников VR-симулятор поможет уже на этапе собеседования, чтобы провести первичный отбор. По словам самих рекрутеров, сейчас доминирует принцип «не рассказывай – покажи, что умеешь», то есть применение VR для практической демонстрации навыков кандидата. И в чем машина точно лучше человека, так это в объективности оценки. После 10 собеседований в день глаз замыливается даже у опытного HR, а вот обмануть «бездушную железку» куда сложнее. Для получения объективной информации о навыках соискателя рядом стоящий человек в роли супервайзера вообще не нужен, компьютер «снимает» десятки показателей о правильности, точности, скорости и уверенности действий испытуемого и при необходимости сравнивает с нормативными значениями без субъективных искажений, присущих homo sapiens. Материалы по теме: Вы проиграете конкурентам, если не будете использовать эти способы хантинга персонала Туман digital-войны, или Как мотивировать сотрудников участвовать в цифровой трансформации Год назад мы внедрили робота в HR-процессы. Какие у него плюсы и минусы? Зачем (и как) применять геймификацию в обучении персонала: опыт KFC Учеба не из-под палки: как мотивировать сотрудников к обучению Фото на обложке: Unsplash

«Даже консерваторам придется меняться». Как и когда VR заменит традиционное обучение персонала
© RB.ru