Власть определила благополучие России между бомжами и олигархами
Еще в сентябре Минэкономразвития ухудшило свой прогноз на период с 2019 по 2024 годы. А ведь именно он лег в основу бюджета страны на 2019–2021 годы, где была заложена программа Владимира Путина на нынешний президентский срок – основные национальные проекты для выполнения его майского указа. При этом многие независимые эксперты обратили внимание на многообразные статистические уловки со стороны органов власти, на примитивизм выбора инструментов государственного регулирования и прочие, не вполне профессиональные, по их мнению, моменты. Принимая во внимание тот факт, что государственная статистика – дело вообще во многом «заказное» (о чем косвенно свидетельствует экстренная смена руководства Росстата) и не слишком-то актуальное, многие знатоки вопроса приходят к выводу, что экономическая ситуация в стране будет еще хуже, чем ожидают чиновники. Почему же, несмотря на наличие огромного сонма правительственных чиновников, в России никаких не нарисуются позитивные ориентиры и прорывы ни в ближайшем будущем, ни даже в среднесрочной перспективе? - Начнем с того, что прорывы обеспечиваются и на уровне обязательных к исполнению нормативных документов, которых у нас на сегодняшний день просто нет, – констатирует президент Центра экономической политики и бизнеса, доктор экономических наук, профессор Елена Румянцева. – У нас нет законов, которые бы четко разделяли полномочия и обязанности между всеми членами общества, и в первую очередь – между государственными институтами и большинством населения. Соответственно, нет и ответственности за их выполнение. То есть о любой проблеме можно просто поговорить, отразить ее на бумаге и никак не решать, а создавать своими негативными действиями или бездействием все новые проблемы, которые можно замечать, а можно даже и не замечать. Но зато время пройдет с пеной имитации бурной деятельности, направленной, в основном, на постоянное изменение условий труда и жизни граждан (в сторону ухудшения) одновременно с буллингом, троллингом и незаконным преследованием лиц, отстаивающих позиции большинства населения и свои личные тоже. «СП»: - То есть речь идет о пересечении разнонаправленных интересов нескольких групп? - Точнее, об отсутствии согласования интересов в условиях фактического негласного действия системы двойных стандартов. Которая как раз и закладывается на протяжении достаточно долгого периода в эти абсолютно необязательные для исполнения, да еще и постоянно перекраиваемые документы в виде мало реализуемых прогнозов, выражающих корпоративные и во многом субъективные интересы определенных групп лиц (на официальном уровне вообще избегают подведения результатов их реализации, хотя без системы анализа прогнозы лишены всякого смысла), и указов президента, заменивших систему государственного планирования. Под них могут инициироваться и ими же оправдываться любые изменения в обществе, в том числе и негативные. «СП»: - Например? - Например, постоянный заработок коммерсантов с помощью лоббирования государственных решений на замену и перезамену всевозможных счетчиков за счет средств населения. Или, по сути, отъем дорогостоящей городской земли у граждан под строительство новых жилых домов с нарушением соблюдения установленных градостроительных нормативов. «СП»: - Какие именно двойные стандарты отражаются в фактически действующей системе нормативного управления экономикой? - Россия, как и другие страны мира, в рамках выполнения своих международных обязательств номинально реализует концепцию устойчивого развития. И в наших нормативных актах эта концепция, как приоритетная, постоянно упоминается, но, к сожалению, с большими особенностями реализуется. Если мы обратимся к рекомендациям, данным России ООН, то в них, в частности, говорится: «России необходимы четкое определение целей и прогноз ожидаемых результатов государственной политики, а также – система количественных и качественных индикаторов их достижения». Оценить, как изменилась наша страна за почти 23 года мы можем, например, анализируя реализацию на практике положений Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01 апреля 1996 года № 440. В ней под устойчивым развитием понимается обеспечение прав и свобод граждан, коренное улучшение состояния окружающей среды, а также «реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, борьба с преступностью, искоренение бедности, изменение структуры потребления и уменьшение дифференциации в доходах населения». Сам термин «устойчивое развитие» предполагает стабильность как альтернативу нестабильности. У нас же в реальности закладывается не устойчивость развития, а нестабильность в установлении административным путем доходов для разных категорий граждан через ручное управление, минуя научное обоснование спонтанно возникающих решений. Сформирована ситуация дискриминации, когда при одинаковых потребностях одним людям выдаются «золотые парашюты», а другим устанавливается также на государственном уровне заниженный в несколько раз прожиточный минимум. В России, как в стране действующих двойных стандартов, в коррупционном управлении люди с доходами, злоупотребляя своими властными полномочиями (которые они же сами для себя и определяют, не спрашивая у населения и не опираясь ни на какие стандарты этического поведения), помогают лично себе обеспечивать стабильность высокодоходного существования за счет как правового, так и неправового давления на остальную часть населения. «СП»: - То есть концепция ООН подразумевает для стран мира, включая Россию, устойчивость развития всего общества, а в России устойчивость безбедности существования обеспечивается для узких групп лиц за счет неустойчивости условий жизни большинства населения? - Совершенно верно. В этом и скрывается парадокс средних показателей, представляемых в течение многих лет Росстатом в виде отчетов международным организациям о благополучии в социально-экономической сфере в нашей стране. Стабильные высокие доходы с нестабильностью ситуации социально не защищаемых слоев населения создают иллюзии устойчивости роста доходов, уровня жизни населения. При этом у нас наиболее быстрыми темпами в мире растет число долларовых миллионеров и одновременно не менее быстро и масштабно снижаются доходы средне и малообеспеченного населения, зависящего от оплаты в сфере наемного труда и от социальной поддержки. Сопоставьте доходы миллиардера, сделавшего свое состояние за счет бесконкурсного получения крупных государственных заказов, и бомжа. Какой будет усредненный показатель уровня жизни у них двоих, учтенный в Росстате для представления в виде отчета? «СП»: - То есть именно усреднение вместо отражения высокого социального неравенства в современной российской статистике и создает двойственность применяемых в России стандартов к качеству жизни разных групп населения? - Не только. Нестабильность привносится непредсказуемостью и необязательностью исполнения принимаемых госорганами стратегических и текущих ориентиров. Как, например, вышло с пенсионной реформой. 15 лет на уровне официальных лиц давались публичные разъяснения, что увеличения пенсионного возраста не будет, а в 2018 году оно было с участием тех же лиц принято за несколько месяцев. Это по части непредсказуемости действий, противоречащих по стихийности их принятия реализации концепции устойчивого развития. А по части необязательности мы с сожалением наблюдаем провалы в работе госорганов в плане обеспечения безопасности нашей среды в самых разных сферах. «СП»: - Опять же, примеры, как говорится, в студию. - Пожалуйста. Что мы едим? Через продукты, продающиеся в наших магазинах, другие товары с вредными для здоровья компонентами, через загрязнение воздуха помещений и внешней среды население России съедает и вдыхает в 100 раз больше вредных веществ, чем, например, в Европе. Почему бы госорганам в России не поднять уровень безопасности проживания и потребления до европейского – не пересмотреть стандарты и не осуществить контроль за их исполнением. Почему мы постоянно должны быть хуже в уровне защищенности нашего здоровья от влияния на него недобросовестных товаропроизводителей? Тут государственным служащим не нужны никакие ни цифровые, ни иные затратные, наукоемкие технологии. Обычная работа, по факту – организационная, в данном направлении заменена на чисто информационную – государственные средства вкладываются в добровольную экспертизу качества товаров, которая не влияет на изъятие из продажи некачественных, вредных для здоровья товаров. По данным такой информационной экспертизы из 4315 проверенных товаров только 240 (то есть всего лишь 5,5%) прошли проверку и были удостоены знака качества, а в 780 товарах (18%) были выявлены нарушения, которых, по нашему мнению, при должном государственном контроле быть не должно. За эти нарушения, за фактическое нанесение ущерба здоровью потребителей, никто ответственности не понес! Мошенничество, по сути, расцвело при продаже авиабилетов, имеет место прикарманивание средств потребителей за неоказанные услуги предприятиями связи. Грандиозные обманы есть в сфере ремонта жилья по предоплате. В банковской сфере, юриспруденции, в интернет-продажах некачественных товаров, незаконной передаче личных телефонов для осуществления хулиганского обзвона граждан коммерческими структурами, аффилированными с недобросовестными государственными служащими. Используются закрытые персональные сведения граждан в целях завладения их собственностью и многое другое. В настоящее время уже не проводятся мероприятия по пресечению самих схем мошенничества, что создает впечатление сращивания сфер экономической преступности с, опять же, госслужащими, «оборотнями в погонах». Более того, если жертва мошенничества сама не ловит преступников (а нередко и преступные сообщества), то государственная машина реагирует чаще всего своим безразличием. А если дойдет до разбирательства, то на этой стадии встретится достаточное количество лиц, желающих за теневые вознаграждения помочь именно мошенникам, а не пострадавшим (например, минимизировать суммы задолженности и ущерба в нарушение законодательства). Огромное количество нарушений сегодня распространено и в сфере рекламы. Создается впечатление, что вся эта нагрузка с пресечением деятельности мошенников (в дополнение к непосильным уже платежам по ЖКХ, уходом за детьми и лежачими больными) тоже легла бесплатным грузом на плечи населения и находится вне системы государственного контроля. «СП»: - Тогда возникает вопрос об основных функциях государства как такового. В чем они заключаются и как, собственно, сегодня в содержательном плане исполняются? - Вообще, функции любого государства – это, кроме планирования и регулирования, еще и контроль и санкции. В России же идет уклон на увеличение санкций исключительно в отношении населения - его среднего класса и малообеспеченных слоев. Каждый год вводятся все новые и новые штрафы. Зато вот в сфере производства и продажи товаров, вредных для здоровья, никого не наказывают. Наверно потому, что связано сегодня производство и импорт вредных для здоровья товаров с коррупцией. А от контроля состояния безопасности жизнедеятельности госорганы в России, как получается, отказываются. Гораздо легче ведь принимать все новые и новые санкции, чем ежедневно, даже ежечасно за что-то отвечать. «СП»: - А как сообразуются между собой санкции и либерализация? В России ведь принято пропагандировать свободу граждан. - Если никуда не ходить и просто сидеть в своей квартире и смотреть в окно, попивая чай с дареными плюшками, то будет создаваться иллюзия неограниченной свободы не только в России, а вообще во всей Вселенной. На самом же деле можно с уверенностью утверждать, что многие конституционные права граждан в настоящее время нарушаются. За их соблюдением никто не наблюдает, за нарушение давно не осуждает – это же не бюджетные деньги или куриц воровать. К тому же, права российских граждан далеко не во всех сферах видятся такими уж прогрессивными. В России применяются пониженные стандарты качества на продукты питания, что позволяет ввозить в нашу страну продовольствие, запрещенное к продаже потребителям в странах-производителях по причине его вредности для здоровья. Но наряду с этим установлены абсолютно немыслимые ограничения на ввоз в страны-участники Таможенного союза, в который входит и Россия, вина. Из стран того же «Шенгена» можно беспошлинно вывозить до 90 литров вина, авиаперевозчики почти не лимитируют количество перевозимого вина. А в страны Таможенного союза можно из этого количества ввозить беспошлинно только 3 литра. Или максимум 5 литров с оплатой пошлины за 2 литра. Казалось бы, простой вопрос, но это тоже реальное ущемление прав российских граждан при возвращении домой. И так можно сравнивать и по многим другим вопросам. Например, поддержка семей с детьми. За рубежом практикуется привлечение детей на отдых через бесплатное их размещение. В России же таких направлений поддержки никогда не было. Во многих странах алименты на детей в случае их обучения выплачиваются до исполнения им 23 лет. В России же не считается важным хотя бы на семейном уровне урегулировать вопросы взаимной ответственности родителей за содержание детей-студентов, особенно в условиях сокращения бюджетных мест и наличия многих скрытых расходов на образование (покупку учебников, технических средств обучения и прочего). В общем, даже по простому вопросу ввоза алкоголя Россия выглядит как страна, применяющая серьезные санкции к своему населению. Надо сравнивать, анализировать и улучшать жизнь граждан в нашей стране. Улучшения «бешеным принтером» никогда бы называли. Новости экономики: В России начали продавать яйца в упаковках по девять штук