Войти в почту

Совфед и Госдума проработали четверть века

25 лет назад, 11 января 1994 года, состоялись первые заседания обеих палат российского парламента — Государственной Думы и Совета Федерации. Они заменили распущенные ранее Указом Президента РФ Бориса Ельцина Верховный Совет и Съезд народных депутатов. Первые депутаты были избраны на голосовании 12 декабря 1993 года. Выборы в первую Государственную Думу проводились по мажоритарно-пропорциональной системе: 225 законодателей избирались по одномандатным округам, 225 — по единому федеральному избирательному округу по партийным спискам. Были избраны 444 депутата: 225 — по единому федеральному округу и 219 — по одномандатным избирательным округам. Пятипроцентный барьер преодолели восемь партий: Аграрная партия России, «Выбор России», Демократическая партия России, «Женщины России», КПРФ, ЛДПР, Партия российского единства и согласия и «ЯБЛОКО». Председателем Госдумы I созыва был избран Иван Рыбкин. Тогда же, 12 декабря 1993-го, был сформирован Совет Федерации. В переходных положения Конституции России 1993 года указывалось, что первый состав палаты избирается гражданами на два года по двухмандатным округам, после чего регламент её формирования будет установлен отдельным законом. Такой документ был принят в декабре 1995 года. Согласно нему членами Совфеда становились губернаторы и председатели региональных заксобраний, которые собирались в Москве на регулярные сессии. Привычный нам порядок формирования — по представителю от исполнительной и законодательной власти субъекта Федерации — был установлен только — начал действовать с 2002 года. «Парламентская газета» собрала цитаты первых спикеров палаты и парламентариев о том, какой была работа Государственной Думы и Совфеда 25 лет назад, и какой она стала теперь. Владимир Шумейко Первый председатель Совета Федерации с 13 января 1994 года по 23 января 1996 года У нас на заседаниях было порой «жарче», чем в Думе. Причём одним из первых положений разработанного нами регламента было запрещение объединения во фракции по политическим признакам. Да, рядом в одном зале сидели и коммунисты, и демократы… Иван Рыбкин Председатель Государственной Думы I созыва с 14 января 1994 года по 16 января 1996 года Мы спорили тогда о путях развития страны, разрабатывали новую Конституцию. И вообще первая Госдума была избрана в соревновательных условиях. Было восемь фракций, пять депутатских групп. Структурирование Госдумы шло тяжело, всё начиналось с нуля. Все предрекали роспуск первой Госдуме в новой России, а между тем 23 законодательства, по которым сегодня живёт страна, были написаны в первые два года работы Госдумы. Эдуард Исаков Член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Эдуард Исаков Ровно 25 лет назад состоялось первое пленарное заседание Совета Федерации. С тех пор порядок формирования палаты несколько раз менялся, однако все эти годы сенаторы выполняли важные функции, направленные на защиту прав и свобод граждан. Прежде всего, мы готовим законопроекты и рассматриваем законы, принятые Государственной Думой. Кроме того, Совет Федерации — это палата регионов, поэтому наша задача как сенаторов — представлять интересы регионов на федеральном уровне и обеспечивать баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны, поставленных Президентом Российской Федерации. Также хочу отметить, что верхняя палата проводит парламентский контроль над исполнением законов, бюджета страны, проводит анализ правоприменительной практики. Совет Федерации активно стал работать внутри регионов совместно с региональными органами государственной власти. С 2018 года в верхней палате работает Временная комиссия Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере госконтроля и муниципального контроля в Российской Федерации. Мы с моими коллегами-сенаторами проводим мониторинг принятых федеральных и региональных законов, и также будем контролировать исполнение национальных проектов в приоритетных сферах жизнедеятельности. В рамках комиссии мы посетили Тюмень, Новосибирск, Курск, Петрозаводск, Омск, а в феврале планируем посетить Иркутск и Крым. Во время наших поездок мы в первую очередь обращаем внимание на самые болевые точки — это сфера здравоохранения и демографии. Также осуществляем мониторинг реализации программ создания комфортной городской среды, физической культуры и спорта, вопросов многодетных семей, прав инвалидов, образования, волонтёрства и взаимодействия с общественными организациями. Поскольку 2019 год объявлен в нашей стране Годом театра, у нас в планах проводить мониторинг материально-технической базы театров в регионах и наличия в них театральных программ. В последнее время верхняя палата налаживает диалог не только с федеральными и региональными органами государственной власти, но и напрямую общается с общественными организациями и с самими гражданами. Мы регулярно проводим приёмы граждан по личным вопросам, стараемся быть максимально открытыми, общаясь с гражданами в социальных сетях. Вы можете зайти ко мне в любую соцсеть: Facebook, ВКонтакте, Instagram. С каждым годом статус верхней палаты повышается, что говорит о доверии россиян к нашей работе. Совет Федерации несёт ответственность перед гражданами за реализацию задач во всех социально-экономических сферах нашей жизни. Иван Мельников Первый вице-спикер Госдумы, первый зампредседателя ЦК КПРФ В первом созыве я не работал. Но на этот период приходится начало моей партийно-политической работы в современной России. В марте 1993 года я был избран в состав Президиума ЦК КПРФ и, конечно, деятельность созыва 1993-1995 годов находилась в ежедневном фокусе внимания. По сравнению с нынешними мерками он был крайне скоротечным и отражал определённый хаос этого периода. Общество было раздроблено, потеряло ориентиры, было ещё не готово воспринимать критически многие слова и обещания и, таким образом, политическая палитра созыва оказалась чрезвычайно пестрой. Сравнивать то время и нынешнее — дело неблагодарное. Качественная разница между созывами видна, если сгруппировать первые три созыва Государственной Думы и четыре последних. Период 1993-2003 годов отличался тем, что парламент был в оппозиции к исполнительной власти. Наверное, в этом были некоторые минусы, не все решения объективно принимались своевременно. Или Дума не принимала законы, внесённые Правительством и президентом. Или президент накладывал вето на решения Думы. Но были и большие плюсы: ряд варварских решений не пропустили именно депутаты. Абсолютно убеждён: если бы не тот расклад сил, к примеру, высшую школу раздербанили бы так же, как заводы и промышленность. Именно «оппозиционные думы» не дали приватизировать образование и науку. Созывы с 2003 года по настоящий момент едины в том, что в их основе «депутатское большинство», созвучное исполнительной власти, так называемая партия власти. А это совсем иной, более «бюрократичный» стиль работы, более слабое влияние парламента на принятие ключевых решений. Другое дело, конечно, следует отметить, что в нынешнем созыве уже сделано немало, чтобы в этих рамках усилить парламентский контроль, требования к работе Правительства, вернуть депутатов к более активной работе «на земле» с гражданами, создать больше пространства для звучания оппозиционных фракций. В этом плане седьмой созыв выглядит более «гибким», более сбалансированным, больше готовым реагировать на голос общественного мнения, а не только «указаний сверху». Появились конкретные законодательные решения после больших резонансных слушаний с участием инициативных групп граждан. Это укрепило представительскую роль парламента. Тамара Плетнёва Депутат Государственной Думы I-VII созывов, председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей В первой Думе мы заседали в здании СЭВ (Совета экономической взаимопомощи на Новом Арбате. — Прим. ред.). Там был круглый зал, председательствовал Иван Рыбкин. В зале стояли микрофоны — можно было любому депутату подходить к ним и говорить. Было несколько фракций — фракция «Женщины России», которую составляли в основном женщины-чиновницы, фракция, представлявшая регионы, фракция ЛДПР, у которой тогда было очень много сторонников. И были две ярко выраженные и очень оппозиционные друг другу силы — это «Выбор России» и КПРФ, которая вышла на выборы самой последней, так как Конституционный суд долго рассматривал возможность участия нашей партии в выборах. У каждой из этих политических сил было чёткое представление о том, что надо делать со страной. Первая Дума работала по той Конституции, которая была заготовлена и принята ещё до первого заседания и до появления самой Думы. Были уже подготовлены проекты всех кодексов: гражданского, уголовного, административного, семейного и так далее. Поэтому первая Дума проделала довольно большую работу, принимая все эти документы. Первую Думу можно назвать демократичной, однако представление о демократичности тогда было другим. Да, каждый мог выходить к микрофону и говорить то, что думает. Однако зачастую эти разговоры превращались в какие-то скандалы и перепалки, чего быть не должно, потому что это не приводило ни к чему хорошему. Всё-таки парламент — это структура власти, которая должна подчиняться строгому регламенту. Сегодня прошло много времени со времён первой Думы. И мне теперь есть с чем сравнивать — со всеми другими, включая предпоследнюю. С приходом Вячеслава Володина организация Думы стала лучше, потому что мы стали лучше слушать и слышать друг друга. Кроме того, у нас был принят строгий регламент по посещению, что абсолютно правильно. Наконец, в нынешней Думе наладились тесные связи с Правительством: кабмин теперь не диктует нам свои условия, присылая нам в Думу свои законопроекты, а старается слышать нас, понимать и помогать вырабатывать поправки. На заседаниях Комитетов Правительство представлено на уровне замминистров — что тоже очень хорошо. Кроме того, появились отчёты Правительства, и мы на комитетах стали давать на эти отчёты свои заключения. В общем, в VII созыве у нас очень много нововведений, и они абсолютно верные. Поэтому, хотя у каждой фракции есть свои программы и своя точка зрения на принятие того или иного закона, в этих начинаниях Володина поддерживают все фракции.

Совфед и Госдума проработали четверть века
© Парламентская газета