В Объединенной авиастроительной корпорации уже сообщили, что проект МС-21 будет реализован с композитным крылом из отечественных компонентов. Когда ждать импортозамещения в этой области, в копании не уточнили. Первый полет МС-21 совершил в мае прошлого года. Сейчас построены три лайнера, еще один — на стадии сборки. А оставшийся у разработчиков запас композитов рассчитан всего на шесть самолетов, рассказали газете «Коммерсантъ» источники в авиастроительной отрасли. О том, что можно сделать в такой ситуации, говорит авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич: Вадим Лукашевич авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ «Сухой» «У Китая сейчас ситуация с композитами лучше, чем в России. Мы можем попробовать завязаться с Китаем в плане замены Америки и Японии, но любая конструкция в проектировании уже закладывается на определенные материалы. Соответственно, если сейчас мы меняем материалы, мы меняем свойства, технологии, производителя, это в самом деле сложная задача, это очень чревато». Китайские компоненты в два раза толще и тяжелее японских и американских, и непонятно, есть ли смысл в такой замене. Рассматривался якобы и радикальный вариант — вообще отказаться от композитов в МС-21 и перепроектировать его в металле. Правда, тогда лайнер потеряет свое основное конкурентное преимущество — удлиненное композитное крыло, которое повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона. И проект, общую стоимость которого Счетная палата оценила в более чем 400 млрд рублей, может оказаться никому не нужным. В ОАК настаивают на том, что крыло останется композитным. По словам президента корпорации Юрия Слюсаря, работа над созданием композитных конструкций из российских материалов идет с 2014 года. Эти решения находятся на стадии перехода к серийному производству и будут внедряться в программу МС-21. Когда это произойдет, не уточняется. Сколько нужно времени, чтобы наладить выпуск композитных конструкций для авиапрома из российских компонентов, рассказывает начальник лаборатории композиционных материалов и конструкций научно-исследовательского отдела кафедры 101 МАИ Егор Назаров: Егор Назаров начальник лаборатории композиционных материалов и конструкций научно-исследовательского отдела кафедры 101 МАИ «Я бы назвал срок приблизительно в семь-десять лет, из которых порядка трех лет потребуется на локализацию производства сырья для углеродного волокна и самого углеродного волокна, и порядка пяти-семи лет на локализацию производства компонентов связующего. Уже сейчас в ряд российских предприятий, которые занимаются разработкой и изготовлением композиционных материалов, совокупные инвестиции составляют порядка 20 млрд рублей. С моей точки зрения, на завершение процесса локализации может потребоваться еще порядка 10 млрд». Портфель заказов лайнера составляет 279 самолетов. На 185 лайнеров заключены твердые контракты, по которым получен аванс. Серийное производство МС-21 должно начаться в 2020-м. Это уже и так на три года позже первоначально запланированной даты. Со сроками теперь непонятно. Вряд ли стоит рассчитывать на скорое возобновление западных поставок попавшей под санкции компании «Аэрокомпозит». Правда, в ОАК сообщили, что еще в сентябре начали процедуру обжалования этого решения, подав заявку в Министерство торговли США. Но результат не гарантирован, а импортозамещение в высокотехнологичной отрасли — дело сложное и небыстрое. Не то что в сельском хозяйстве. Американские санкции иногда приводят к парадоксальным последствиям. Boeing 737 норвежского лоукостера Norwegian Air уже месяц не может вылететь из аэропорта иранского города Шираз, где он совершил экстренную посадку, сообщает «Медуза». Для ремонта самолета необходимы запчасти, поставки которых на территорию Ирана запрещены американскими санкциями. В страну нельзя ввозить ни лайнеры, ни их комплектующие, если они хотя бы на 10% произведены в США.