Войти в почту

Какой должна быть антиалкогольная пропаганда

Несмотря на постепенное снижение объемов потребления алкоголя в России, здоровье нации все еще под угрозой. Поэтому законодатели продолжают искать способы для того, чтобы разорвать дружбу россиян с «зеленым змием». Одна из инициатив, которую парламентарии будут рассматривать в 2019 году, может существенно изменить облик как самих бутылок с горячительным, так и магазинов, торгующих спиртным. В двух словах идея звучит так: алкоголь должен стать отталкивающим и недоступным. По крайней мере, для молодежи Мы все еще слишком много пьем Через семь лет россияне должны выпивать по восемь литров «абсолютного алкоголя». Конечно, в год. И это будет почти на два литра меньше объемов, потребляемых в 2017 году, — 10,3 литра на душу населения. Такую цель преследует проект «Формирование здорового образа жизни», паспорт которого президиум Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил в июле 2017 года. В начале прошлого года Минздрав сообщил, что потребление хмельных напитков в стране за десять лет сократилось на 40 процентов. Снижается и число людей, страдающих алкоголизмом: если в 2003 году Росстат насчитал их больше 2,2 миллиона, то в 2017 году — 1,3 миллиона человек. Правда, в расчет брались только люди, состоящие на учете в лечебно-профилактических организациях, так что в реальности их несколько больше. По данным Роспотребнадзора, больше пяти миллионов человек. В Госдуме убеждены: даже восемь «целевых» литров — критическое количество. А тот факт, что сейчас один среднестатистический россиянин ежегодно выпивает столько спиртного, что в пересчете на этиловый спирт набирается 10 литров, является свидетельством национальной катастрофы. Катастрофы, которая медленно приводит к деградации всей нации и негативно влияет на состояние ее генофонда, уточняют депутаты. В пользу «отрезвления» населения говорит масса важных факторов, связанных со здоровьем и продолжительностью жизни, а также уровнем преступности. Как сообщал Минздрав, смерти 10 процентов населения в мире связаны с употреблением алкоголя. «А для нашей страны этот процент существенно выше, при этом это смертность трудоспособного населения», — считает замминистра здравоохранения РФ Олег Салагай. Криминальная статистика тоже настораживает: по данным МВД, за пять лет количество преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, выросло почти вдвое. Каждое третье нарушение закона совершается «под градусом». Эти наблюдения и выводы были учтены при разработке Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. В ней оговаривается, что предпринимаемых мер не хватает для борьбы с алкоголизмом. Особое внимание уделено слишком доступной информации о спиртном, в том числе для детей и подростков, а одновременно — недоработках по части профилактики. Все это послужило поводом для разработки законопроекта, который вводит дополнительные правила в сфере продажи алкогольной продукции, изначально разработанном депутатом фракции ЛДПР Владимиром Сысоевым. Рассмотрение инициативы в первом чтении запланировано на начало весенней сессии Госдумы. Что вредит, а что убивает Самым заметным новшеством станут предупреждающие таблички на этикетках. Желающих приобрести вино, пиво или сидр предупредят весьма формальным текстом: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Размер шрифта и прочие требования к оформлению утвердит Правительство. Куда более конкретно и лаконично будут увещевать любителей крепких напитков — водки и коньяка. На этих бутылках напишут всего два слова: «Алкоголь убивает». Стандарт этой надписи пропишут в федеральном законе, чтобы не возникло попыток замаскировать ее мелким шрифтом между составом и выходными данными производителя. Предостережение должны писать черными буквами на белом фоне, «жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера». А рядом с текстом — впечатляющие картинки, «демонстрирующие тяжелые социальные последствия после употребления спиртного». Утверждать их будет Минздрав. Текст с картинкой будет обрамлен черной рамкой. Размер таблички - не меньше половины этикетки (можно больше). На самом деле сообщения о вреде алкоголя должны размещаться на винно-водочных товарах и сегодня. Эта норма была введена в законодательство несколько лет назад, но Правительство так и не утвердило порядок доведения этой информации до потребителей. В других регламентах и нормативах никаких требований на этот счет нет. Так что производитель по большей части решает сам, сообщать ли о пагубном влиянии своего товара, и если да, то как именно. Нездоровая красота, или Застолье с «ужастиками» По мнению авторов законопроекта, предупредительные таблички имеют «мощный профилактический эффект». В пример они приводят опыт антитабачной пропаганды, те самые «страшилки» — жуткие картинки, демонстрирующие последствия курения, а также грозные надписи. Они были введены в 2013 году, с оглядкой на мировую практику. Но сделать то же самое для алкогольной продукции Россия догадалась первой. Правда, в Британии попытались сделать некое подобие наглядной демонстрации: на бутылках помещают перечеркнутый графический рисунок беременной женщины с бокалом. Ранее с такой идеей — размещать на бутылках с алкоголем изображения внутренних органов, пораженных из-за чрезмерных возлияний, - выступали активисты «Трезвой России». Они же призывали уйти от расплывчатой формулировки о вредности чрезмерного употребления. «Что такое чрезмерная доза? Для кого-то это стакан, для кого-то - ведро. Я считаю, что это некачественное информирование граждан о том, к чему может привести потребление алкогольной продукции», - отмечал руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. Как говорилось выше, законопроект предлагает использовать «художественные» предупреждения только для крепкого алкоголя. Такое решение, очевидно, тоже связано с мнениями, которые ранее высказывало экспертное сообщество. Многие отмечали: одно дело водка, вызывающая тяжелое опьянение, другое — вино, которое в малых дозах не вредно, да и вообще является частью культуры. «Мало кто захочет ставить на стол бутылку с изображением разлагающихся органов. И производители высококачественного вина начнут судебные процессы, поскольку несложно доказать, что их продукция, употребляемая правильно, не наносит вреда здоровью», — считает президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев. Авторы законопроекта также упоминают доводы противоположного лагеря. «Например, представители Минпромторга России в качестве примера приводят нашу водку «Царскую», красивую, санкт-петербургского розлива, с портретом Петра I, где изображение «синяков под глазами и гнилых зубов» будет неуместно», — отмечается в пояснительной записке. Депутаты возражают так: даже элитный алкоголь вредит здоровью, так что никаких исключений быть не может. Впрочем, если вино или даже коньяк планируется для культурного застолья, ничто не мешает хозяину вспомнить традиции прошлого и подать гостям напитки в изысканных графинах. С другой стороны, неспроста многие предпочитают ставить на стол напитки в заводской таре - гости должны быть в курсе, что они пьют, включая качество и цену, о которой красноречиво скажет фирменная этикетка. Эстетика упаковки, против которой борются авторы инициативы, важна еще и потому, что она может повлиять на решение приобрести тот или иной напиток и вообще выпить его. Не секрет, что стильная этикетка создает особенную атмосферу. Кроме прочего, нередко именно стильная и красивая упаковка склоняет человека употребить тот или иной продукт. В этом смысле демотиваторы на бутылках помогут отвадить от спиртного впечатлительную молодежь, особо податливую к рекламным уловкам. И уж точно человек задумается, что у приятной атмосферы употребления спиртного есть далеко не приятные последствия. Кстати, в числе критиков инициативы — Минздрав и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Министерство вовсе не поддержало законопроект, хотя и согласилось, что нужно информировать население обо всех медицинских и социальных последствиях от злоупотребления алкоголем. ФАС тоже не пришлась по вкусу идея о размещении «страшилок» на бутылках спиртного — по мнению чиновников, это чрезмерно, достаточно и надписи «Алкоголь убивает». Огласите весь список, пожалуйста! Вторая часть законопроекта связана с ограничениями в сфере продажи алкогольной продукции. Одно из них может до неузнаваемости изменить витрины наших магазинов: ряды блестящих бутылок переберутся на склад, а посетители будут знакомиться с ассортиментом спиртного по бумажному «меню». Это будут неброские прейскуранты: черным по белому, в алфавитном порядке, без рисунков. Показать товар лицом продавцы смогут только по требованию покупателя и только убедившись, что он совершеннолетний. Нужно уточнить, что законодательство четко разделяет такие понятия, как «алкогольная продукция» и «спиртные напитки». Последнее — часть первого, под спиртным подразумевается крепкая выпивка вроде коньяка и водки. И запрет на демонстрацию товара касается только их. Так что пестрые выкладки вина, пива, сидра, пуаре (грушевый сидр) и медовухи никуда не денутся. Инициаторы поправок подчеркивают: с 2013 года аналогичный запрет действует для продажи сигарет, и он «уже доказал свою эффективность как мера, способствующая снижению потребления табака». Поэтому, уверены они, их предложение поможет сократить количество любителей согреться градусом. К слову, в 2014 году похожую законодательную инициативу выдвинула группа депутатов от ЛДПР во главе с вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым. Они предлагали создавать в торговых залах барьеры, исключающие прямое обозрение алкогольной продукции. С этой целью можно использовать ширмы и перегородки, а также выделять отдельные помещения или секции, изолированные от остального зала. «Сверкающие витрины с красивыми бутылками, этикетками, коробками, которые еще и стоят в непосредственной близи к сокам и минералке, приковывают к себе взгляды покупателей», — описывал ситуацию один из авторов проекта, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов. Он напомнил, что маркетологи преследуют одну цель — заставить человека совершить покупку. Но в отношении алкоголя это не должно так работать. Отделить тех, кто пришел за алкоголем, от тех, кому он не нужен, призывали депутаты. Эта инициатива не нашла поддержки в Госдуме. Но сейчас, спустя четыре года, в ее пользу высказался Минздрав. Ведомство не поддержало проектируемый запрет на демонстрацию спиртного, отметив в своем отзыве, что алкоголь нужно продавать в отдельных помещениях. Бары уйдут из дома Вот уже несколько лет алкоголь является «персоной нон грата» во многих общественных местах. Его нельзя продавать и разливать в учебных заведениях и больницах, на спортивных и военных объектах, в учреждениях культуры, в общественном транспорте, на станциях и вокзалах, а также в местах проведения публичных мероприятий. Теперь к этому перечню может добавиться новый пункт: здания и помещения, оборудованные входом со стороны дворовых территорий. Проще говоря, под запрет попадут все дворовые «разливайки» и магазины, расположенные на первых этажах жилых многоэтажек. Запрет не затронет только торговые объекты с отдельным входом со стороны улицы. Борьба с дворовыми барами идет уже несколько лет. Их нашествие на придомовые территории началось после введения «комендантского часа» на розничную продажу спиртных напитков. Учитывая, что спрос никуда не делся, многие магазинчики превратились в «рюмочные». По факту, они так и продают горячительное круглосуточно, только теперь продавцы откупоривают бутылки перед покупателями, как того требует закон. В опалу жителей многоквартирных домов часто попадают вообще любые питейные заведения, занявшие первые этажи зданий. Мало кому нравятся пьяные крики и потасовки под окнами в ночное время — хоть со стороны двора, хоть со стороны проезжей части. Статистика подтверждала проблему: в Татарстане, например, в местах размещения «наливаек» на 25 процентов чаще стали вызывать полицию для усмирения нетрезвых дебоширов. «От этих посетителей не просто много шума: пьяные, часто агрессивные мужчины пугают жильцов, периодически вступают с ними в конфликты, доходящие до применения силы. Это не говоря о мусоре и прочих отвратительных последствиях пьянок», — соглашался с наличием проблемы первый зампред Комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Савельев (ЛДПР). Пензенское заксобрание предлагало запретить эту практику еще в 2015 году, но тогда Госдума отклонила инициативу. Профильный комитет аргументировал отрицательный отзыв тем, что запрет не поможет избавить городские дворы от нетрезвых компаний. Однако проблему никто не забыл. С тех пор похожие инициативы выдвигали как парламенты других регионов (например, Ульяновск и Татарстан), так и депутаты Госдумы. Кроме того, многие субъекты вводили запреты на своем уровне. В 2017 году упорядочить эту практику попытался депутат Госдумы Александр Сидякин. Он вместе с коллегами предлагал на федеральном уровне закрепить право регионов на ограничение розничной продажи алкоголя возле многоэтажек. По его информации, на тот момент в 36 регионах России были приняты законы, ограничивающие розничную продажу спиртного в магазинах на первых этажах многоквартирных домов. Благодаря этому местные жители стали меньше жаловаться на нарушения общественного порядка, сократилось и количество отравлений суррогатным спиртным. Но запрет, предлагаемый Сысоевым, касается только баров с входом со стороны двора. Проблему ночных криков это может и не решить, но автор и не утверждает этого. Его цель — оградить подрастающее поколение от пагубного примера и нездоровой атмосферы. Типичный двор многоэтажки невозможно представить без детской площадки. И каково родителям отпускать детей играть в песочницу, рядом с которой похмеляется хмурый гражданин? И что откопает малыш в такой песочнице, если всю ночь там веселилась хмельная компания? Предлагая запрет на продажу алкоголя в «дворовых» магазинах и рюмочных, автор инициативы как раз хочет исключить «ненормальные ситуации, когда алкоголь продается в непосредственной близости от мест отдыха детей и их родителей».

Какой должна быть антиалкогольная пропаганда
© Парламентская газета