Войти в почту

Тонкая нить. Может ли канатка стать полноценным городским транспортом

В один из самых морозных дней ноября в Москве открылась канатная дорога, которая соединяет смотровую площадку на Воробьевых горах с Лужниками. Планировалось, что линия заработает к чемпионату мира по футболу и будет перевозить болельщиков из фан-зоны на Воробьевых горах к крупнейшему стадиону и обратно, но хотя конструкции были готовы еще летом, к чемпионату дорога не успела. На маршруте от Лужников до Воробьевых гор протяженностью 720 м будет ходить 35 закрытых восьмиместных кабин, они способны перевозить 1600 человек в час. В будущем на набережной откроется промежуточная станция «Новая лига» и заработает отдельный маршрут для спортсменов-горнолыжников в режиме подъемника, там будет ходить 10 открытых кресельных кабин. Билет «туда-обратно» будет стоить 700 рублей в будни и 800 в выходные. Несмотря на это, власти Москвы уверены, что дорога будет использоваться и в транспортных целях: чтобы доехать на машине от Лужников к Воробьевым горам, нужно потратить минимум 25 минут, а по воздуху добраться можно за пять. Инвестор проекта — ООО «Московские канатные дороги», объем инвестиций не разглашается. Канадские ученые Баха Альшалафах, Амер Шалаби и Стивен Дейл в своем программном исследовании «Опыты воздушных канатных транспортных систем для развития городской среды» приводят такие цифры: строительство канатной дороги с одним тросом и кабинами вместительностью 4–15 человек (как в Москве) обходится в $5–10 млн за километр. Более дорогие конструкции с кабинами, способными перевозить до 35 пассажиров, обходятся в $15–25 млн. Крупнейшие производители оборудования для канатных дорог начинали бизнес еще в XIX веке и строили системы вагонеток для шахт, погрузочные механизмы для сплава леса и т. д. После войны стали набирать популярность зимние виды спорта, и компании вроде австрийской Doppelmayr или итальянской Leitner начали производить подъемники. Благодаря этим устройствам и смогла сформироваться многомиллиардная индустрия горнолыжных курортов. Первая крупная система линий канатных дорог как общественного транспорта была построена во втором по величине городе Колумбии, Медельине. Основная идея была в том, чтобы соединить горные районы с центром. Система, названная Metrocable, состоит из четырех линий. Первая и самая нагруженная линия K была открыта в 2004 году, ее протяженность более 2 км. Строительство обошлось в $26 млн, ежедневно линия перевозит 30 000 пассажиров. Канатные дороги, выполняющие функцию общественного транспорта, появились во многих городах в горах Латинской Америки, а также в Европе, Азии и США (Мехико, Каракас, Инсбрук, Барселона, Портленд и т. д.). У них есть целый ряд преимуществ перед наземным и подземным транспортом. Во-первых, строительство обходится в несколько раз, а то и на порядок дешевле, особенно если речь идет о перепаде высоты в несколько сотен метров или водных преградах. Во-вторых, пилоны и станции канатных дорог занимают мало места, поэтому место для них можно найти даже в плотно застроенных городских районах. В-третьих, несмотря на небольшую скорость (до 20 км/ч), этот вид транспорта свободен от пробок, так что в часы пик оказывается быстрее машин и автобусов. В-четвертых, выбросы CO2 и шумовое загрязнение сведены к минимуму. Драматична история канатной дороги Teleférico do Alemão в Рио-де-Жанейро. Алемао — это район трущоб, которыми усыпаны склоны одноименного холма, причем один из самых криминальных. Полиция бывала здесь набегами в составе многочисленных вооруженных групп. И именно здесь открылась в 2011 году одна из шести станций новой канатной дороги. Проект финансировался как часть программы по развитию инфраструктуры. Местные активисты выступали против. Они утверждали, что правительство потратило деньги на образцово-показательный проект для туристов перед чемпионатом мира по футболу — 2014 и летними Олимпийскими играми — 2016, которые проходили в бразильской столице. Строительство канатной дороги стоило более $100 млн, эти деньги можно было бы пустить на санитарные сооружения, канализацию и другие нужды, говорили журналистам жители фавел. Чтобы освободить место для станций и пилонов, пришлось переселить больше 2000 человек. Однако после открытия выявились положительные стороны. Любой местный житель мог обратиться за картой резидента, которая давала право бесплатного проезда на канатной дороге «туда и обратно» каждый день. Дорога от Алемао к более благополучным районам с рабочими местами стала занимать пять минут, а не полчаса по узким извилистым опасным улицам. В зданиях станций разместили медпункты, социальные службы, даже библиотеку. Кроме того, здесь оборудовали полицейские пункты, в которых сотрудники должны были жить и работать, устанавливая связи с аборигенами фавел. Увы, через несколько месяцев после окончания Олимпиады-2016 правительство перестало выделять средства на обслуживание дороги, и она закрылась.

Тонкая нить. Может ли канатка стать полноценным городским транспортом
© Forbes.ru