Обдорск и амбиции Колчака. Как 100 лет назад собирались осваивать Арктику
Единственный город на Полярном круге должен стать одной из главных точек на морской карте России. Его жители ждали больших перемен накануне нового года...сто лет назад, и связывали их с адмиралом Колчаком. Об этом «Красному Северу» рассказал известный историк-краевед, полковник ФСБ в отставке Александр Петрушин. С надеждой на будущее Особых потрясений, связанных со сменой власти в России в 1917 году, Обдорск не испытывал. В новый 1919 год жители Обдорска смотрели с оптимизмом. – В Сибири уже была объявлена власть временного сибирского правительства, а с 18 ноября 1918-го – власть верховного правителя России адмирала Александра Колчака. Поэтому 1919 год Обдорск встречал, как и до революции: без каких-либо критических изменений в укладе местного населения. Напротив, люди встречали новый год с надеждой, – рассказывает Александр Петрушин. Именно в канун новогодних праздников заседал Совет министров Колчака, где обсуждали большой план освоения северных территорий. Недавно избранный и утвержденный высший орган государственной власти того времени, хотя и базировался в Омске во главе с Верховным Правителем России адмиралом Александром Васильевичем Колчаком, но ничего не мешало продвигать развитие арктических территорий страны. Северный морской путь Одной из главных целей на ямальских рубежах Колчак видел Северный морской путь. С Обдорском он был знаком не понаслышке. Успел побывать в нем, пусть и с кратковременными визитами. Этого было достаточно, чтобы в голове у выдающегося флотоводца и исследователя сложилась картина того, как должны развиваться арктические территории и почему именно город на Полярном круге должен стать одной из главных точек на карте морской державы. – Правнук сотника Петра I Александр Колчак мечтал об открытии Северного морского пути и вносил вклад в его подготовку. Он грезил развитием Арктики, – отмечает Иван Плотников, историк, посвятивший свои исследования периоду Гражданской войны. В исторических хрониках, касающихся биографии адмирала, видно, что, кроме теории и практических проблем кораблестроения, Колчак плодотворно работал в полярных экспедициях. Результатом этих визитов в северные широты стали четыре карты, перевод и публикация трудов датского физика и океанографа М. X. К. Кнудсена «Таблицы точек замерзания морской воды», а также монография «Лед Карского и Сибирского морей». Совпадения не случайны После падения власти Колчака в народе долгое время ходила частушка: «Мундир английский, погон французский, табак японский, правитель омский...», а его идея о Северном морском ходе и развитии территорий в высоких широтах остались на полке истории до лучших времен. – Совпадения не случайны: история вернулась на круги своя. И Северный морской путь, который, по мнению адмирала, должен был стать основополагающим в развитии арктической части России теперь не просто большая идея, а уже свершившийся факт. Сейчас мы говорим о большом проекте Северный широтный ход. Зерно идеи развития Ямала от Александра Васильевича перешло в новый формат, – уверен историк Александр Петрушин.