Ирина Большакова: "Наша миссия - предоставлять молодым талантам возможность творческой реализации"
- Как появился театр МОСТ? - Наш театр МОСТ родился почти 20 лет назад ( в следующем сезоне мы будем отмечать наш скромный юбилей) из недр театра МГ, и те традиции, которые там складывались на протяжении многих лет, когда студенческий театр работал под руководством Ролана Быкова и в эпоху после него, стали предпосылками для создания профессионального театра. - Вы возглавили театр МГУ 33 года назад. Под вашим руководством он преобразовался в государственный театр МОСТ. Какие именно предпосылки помогли этому превращению? - Прежде всего — это нацеленность на творческий результат. Этот театр всегда был чрезвычайно популярен. А в эпоху перестройки, накануне которой я пришла в театр, он стал принимать участие в большом количестве международных фестивалей, ( иногда мы выезжали по 4 раза в сезон ) с блеском выступал, получал призы и награды, хвалебные отклики в прессе и на телевидении. По существу, когда зашла речь о том, чтобы сделать этот театр профессиональным, вопрос о том, готов ли он стать профессиональным, уже не стоял. Собственно, он даже уже и не возникал. Потому что довольно странно считать самодеятельным театр, куда публика валит валом и стоя аплодирует! Более того, многие выдающиеся деятели культуры, в том числе зарубежные, такие как Ванесса Редгрейв, Кшиштоф Занусси и другие, очень высоко оценивали результаты работы студенческого театра МГУ. Театр МОСТ - Главная отличительная черта театра МОСТ? - Театр у нас особенный, он - обучающий. Тут мы, можно сказать, строго следуем завету Станиславского, считавшему, что "начинающий артист, посвящая себя сценическому искусству, прежде всего должен позаботиться о своем образовании, развитии и воспитании». Ежегодно мы набираем в учебные студии студентов разных московских вузов, которые хотят попробовать себя еще и на сцене. Те из выпускников студии, которые решают связать свою судьбу с театром, после этого получают второе высшее образование - театральное и вливаются в основную, профессиональную часть труппы. Творческий коллектив театра МОСТ в 1995 году. Творческий коллектив театра МОСТ в 2018 году. - Как технически осуществлялся переход театра в разряд профессиональных? - Что касается технической стороны, то тут сошлись во времени внутренняя готовность и внешние политические обстоятельства - пришло время перестройки, время принятия смелых решений в самых разных областях. Когда мы обратились в правительство Москвы, там, как оказалось, о нас были хорошо наслышаны, отчасти еще и благодаря ...большой и скандальной истории, в которую театр тогда попал: сценическое помещение на Моховой у театра было отнято и он остался без площадки. В нашу защиту выступило все театральное сообщество Москвы и огромное количество деятелей культуры (только Никита Михалков встал на сторону религиозной общины, которая стремилась занять это здание в самом центре столицы). Эта волна защиты поднялась достаточно высоко и в правительстве Москвы были в курсе, что вот этот известный и любимый народом театр остался без возможности продолжать свою работу. Тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление о преобразовании Студенческого театра МГУ в государственный театр МОСТ и параллельно было принято еще одно решение – построить собственное здание театру МОСТ. Это был знак очень высокой оценки деятельности театра. К сожалению, вторая позиция, о строительстве здания, не смогла реализоваться, но нам дали небольшое помещение на Большой Садовой, дом 6, в котором мы счастливо работаем по сей день. - Если другие студенческие театры решат повторить опыт МОСТа, как вы считаете, какие усилия им придется предпринять? - Надо сказать, что от момента нашего обращения в правительство Москвы весь процесс создания необходимых постановлений и принятия решений занял один год. Считайте, что это произошло молниеносно! И вот сейчас, когда мы видим, как бюрократическая система с каждым годом становится все более неповоротливой, тяжелой и непроходимой, за год не то что здание построить, бумажную волокиту не осилить! - Если оглянуться назад и окинуть взглядом всех прошедших через МОСТ актеров, как менялись поколения? - Если оглянуться назад, то понимаешь, что талантливые молодые студенты приходят как волны, накатывают целой толпой и не знаешь из кого выбрать! Так было, например, когда в театральную студию на учебу одновременно поступили Алексей Кортнев, Максим Галкин и Валдис Пельш. Если говорить о сегодняшних наших актёрах, то по возрасту это дети тех наших первых выпускников. Да, "дети" разительно отличаются от "отцов"! Поколению 80-х и 90-х важнее всего было реализовать себя самого и свой собственный творческий потенциал, они действовали как индивидуумы, мало соотнося себя с окружающими. Современные студийцы интегрированы в какой-то всеобщий творческий процесс! Они ощущают себя людьми огромного и прекрасного мира. Они отлично образованы, начитаны, постоянно путешествуют по странам, которые и не снились их предшественникам. Они спокойнее и мудрее! Таким образом, идея, что в театре должны работать люди высокообразованные, живет в нас как завет Ролана Быкова и Станиславского. Евгений Славутин и Ирина Большакова. В Студенческом театре МГУ начинали народные артисты Ия Саввина, учившаяся на журфаке, Алла Демидова, пришедшая в театр с экономического факультета... Здесь ставили спектакли Марк Захаров, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Марк Розовский и многие мэтры отечественной драматургии. Ролан Быков руководил коллективом с 1957. С 1980 года художественным руководителем театра был назначен Евгений Славутин, дирктором – Ирина Большакова. Под их руководством в Студенческом театре МГУ начинали свою карьеру нынешние кумиры молодежи в Театре МГУ играли Алексей Кортнев, Валдис Пельш, Ирина Богушевская, Максим Галкин. Сегодня в труппе - восемь кандидатов наук – МОСТ может войти в «Книгу рекордов Гиннеса». «Цель, поставленная еще Роланом Быковым, — со временем преобразовать Студенческий театр МГУ в полноценный профессиональный театр нового типа — осуществилась. Сплоченный молодой коллектив Театра — это команда, которая обладает особым творческим подчерком, неиссякаемой энергией», Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы А.В.Кибовский, Москва, 12 сентября, 2018г По инициативе директора театра МОСТ Ирины Большаковой в 1990 и в 1992 годах в Москве состоялись первые международные фестивали университетских театров. С 20 по 24 августа 2018 года МОСТ принял XII Всемирный конгресс Международной ассоциации университетских театров AITU-IUTA и VI Международный московский фестиваль молодёжных театров. В Москву приехали 150 участников из 30 стран мира, не только актеры и режиссеры, но и педагоги и театроведы из разных уголков планеты. Москва встретила театралов с пяти континентов и представила лучшие спектакли молодежных театров мира. Организатором XII Всемирного конгресса и международного фестиваля университетских и молодежных театров стал театр МОСТ. За пять дней этого культурного международного форума будет прослушано 75 докладов и презентаций, сыграно 11 спектаклей, проведены ежедневные мастер-классы и научные конференции. Свои исследовательские и научные работы представят специалисты и коллективы из Австралии, Аргентины, Филиппин, США, Великобритании, Бельгии, Италии, Франции, Болгарии, Латвии, Беларуси и России. «Москва стала столицей молодёжного театрального движения. Очень важно, что сегодня между представителями молодого поколения артистов налажен столь активный творческий диалог», Министр культуры РФ В.Р.Мединский, 23 августа 2018г. «Художественные, образовательные и человеческие ценности – вот, что нужно миру. Обучая другого человека основам исполнительского искусства, вне зависимости от его возраста, пола, культуры, религиозных убеждений, расы и положения в обществе, вы помогаете человечеству. Вне всяких сомнений», почетный гость театра МОСТ, генеральный директор Международного института театра МИТ при ЮНЕСКО Тобиас Бьянконе, Москва, 29 августа 2018 г. В наступающем 2019 году МОСТ готовится открыть новую площадку на Новинском бульваре ТЕАТР. МОСТ. ДЕТИ . Уже более пяти лет в театре МОСТ детские спектакли и программа «Волшебный мостик», в основе которого театрализованные чтения хрестоматийной классики, пользуются большой популярностью.