Войти в почту

Карнавальное время. Уже полтора века в Ростове на праздники носят маски

Наверное, это покажется странным, но изначально слово «карнавал» не было связано с костюмированным балом. В итальянском варианте оно звучало carne levare и переводилось, как «прощай, мясо». Ведь праздник с переодеванием, песнями и плясками проводился перед Великим постом. Однако в наши дни эта традиция перешла на новогодние дни. О том, как Ростов карнавалил по праздникам в старину, и как карнавалит сейчас, рассказывает «АиФ на Дону». Морды, хари и личины Главный атрибут карнавала - это маска. История её уходит в глубь веков: маски были и погребальными, и теми, которые должны были отпугнуть или обмануть не вовремя нагрянувшую смерть. Маски носили актёры театров. Маски использовали лекари Средневековья. У нас же история масок была непростой. Об этом «АиФ на Дону» рассказала заведующая отделом «Музей русско-армянской дружбы» Ростовского краеведческого музея Маргарита Соколова: - На Руси маски традиционно назывались мордами, харями или личинами. Они надевались во время святочных дней, потому что считалось, что в этот момент вся нечисть спускается на землю. И защититься от неё можно было, надев маску. Это с одной стороны. С другой, ряженые в масках обходили дома, подсмеивались над обитателями этих домов, но в целом дело это считалось не совсем богодостойным, поэтому все, кто рядился в выморочные шубы и надевал масочные лица, на Крещение обязательно окунались в иордань, смывая с себя грех. В России маски обрели популярность с конца XVIII века, а в Ростове с 60-80-х гг. XIX века. Тогда в городе уже проходили различные варианты балов - частные, домашние, общественные, которые проводились в коммерческих клубах. Случались и маскарады. Самые популярные персонажи: пираты, восточные танцовщицы, герои сказок. Все они надевали чёрные полумаски, которые закрывали лицо. В конце бала маски снимались, лица открывались и все узнавали друг друга. Это описано достаточно хорошо: и в газетах, и в одноимённом рассказе нашего земляка Антона Павловича Чехова. Напомним, что начинается рассказ «Маска» так: «В X-ом общественном клубе с благотворительной целью давали бал-маскарад, или, как его называли местные барышни, бал-парей». Бал-парей (с французского парадный бал) - это ещё один синоним маскарада. С тех пор маски оставались в быту всегда. С возрождением такого праздника, как Новый год, уже в советские времена традиционно проводились карнавалы, где большая часть детей была в масках - медвежат, лисят, тигрят. Кто-то делал маски сам, а кто-то покупал. В СССР было хорошо налажено их производство... Политкарнавал и его победители О том, где и как делали маски, рассказала краевед Оксана Мордовина: - Я часто сижу в архивах и листаю газеты прошлого. Особенно люблю наш «Молот» - это старейшая газета Ростовской области. И вот мне попался номер за 1938 год. Заметка называлась «В клубе НКВД». Текст там очень незатейливый: дети сотрудников НКВД ждали Деда Мороза и цитирую «не раз восклицали звонкими и радостными голосами: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Но больший интерес вызывает фото маскарада во Дворце культуры Ростовского паровозоремонтного завода им. Ленина. На снимке была группа детей в масках. Причём довольно необычных. У двух девочек полумаски, как в XIX веке, а у мальчика на голове сооружение из папье-маше. Видно было, что сделали это дети сами. Я начала искать, можно ли было купить в 30-е годы маску. Оказалось, что нет. До 50-х годов это была редкость. А популярность к маскам - взрослым и детским - пришла только после фильма «Карнавальная ночь» (1956 г.). Тогда маски из папье-маше изготавливались артелями инвалидов Отечественной войны. Интересно, что в то время проводились и политические карнавалы. Я выловила в сети выдержку из городской газеты «Сталинский путь» (от 6 января 1952 года). Там сказано, что «призы на политкарнавале получили костюмы и маски «Мир непобедим», «Сталинская конституция», «Канал Волга-Дон». Зло и остроумно высмеяли атомщиков-поджигателей войны в мире, Броз Тито, Чан Кай Ши... ». Из всего перечисленного меня больше всего интересует маска «Канал Волга-Дон». С трудом могу представить, как она выглядела. И жаль, что авторов её найти уже не представится возможным... Из королей - в нищие Маски-масками, но давайте вернёмся к костюмам. Наряжаться в них люди начали примерно в то же время, когда стали прикрывать лица. То есть, очень давно. Короли переодевались нищими, белошвейки принцессами. А, к примеру, Первая мировая война принесла с собой костюмы военных и медперсонала. Вообще, по карнавальным костюмам можно изучать историю. На ум приходит сцена из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964 г). На параде-карнавале под бурные аплодисменты отдыхающих на импровизированную сцену выходят: Космонавт, Снегурочка, Кот в сапогах, Спартак, Серый волк, Зелёный горошек, Петушок в пионер­ском галстуке и Царский стрелец. Первое место заняла, конечно, приехавшая на тракторе царица полей Кукуруза. На самом деле, если отойти от иронии этого легендарного фильма, то карнавальные костюмы позднего советского времени не отличались многообразием: это были сказочные персонажи, представители фауны или какой-то профессии. Когда хочется, а взять негде Новое время принесло новые запросы. Классика приелась, хотелось чего-то яркого, свежего, а где его взять, если денег нет? На выручку мамам и папам пришла смекалка совет­ского человека. А также вырезки из журналов «Работница» и «Крестьянка», где из открыток делали «бамбуковые шторки», а из тапочек и полиэтилена резиновые сапоги. Что уж нам какие-то там костюмы! - Это было уже значительно позже 90-х, но тоже во время кризиса, - вспоминает ростовчанка Анна Байкеева. - Мой сын и его друг увлеклись Бэтменами, Пауками и прочими американскими супергероями. И очень им хотелось носить такую форму, как у них. Не только на Новый год, а вообще. В магазинах готовые карнавальные костюмы стоили дорого, а у нас, как всегда, лишних денег не было. Но сыновья очень просили. Материнские сердца дрогнули и вот мы с подружкой ночью перед майскими праздниками, надев тёмные плащи и прячась от патрульных машин, пробрались на Театральную площадь и спёрли синий и красный флаги. Там тогда почему-то было много одноцветных флагов - не государственных, а так, для красоты. Спёрли и сшили детям плащи! Папы соорудили им маски из картона. Сколько же было радости и гордости у наших детей! Прошло много лет, а этот эпизод стал одним из самых ярких воспоминаний о детстве. Мода на хэнд-мейд Сегодня китайский карнавальный костюм можно заказать в Сети даже за пятьсот рублей, а в больших магазинах лежат горы париков и шапок за сущие копейки. Но родители, которые в тренде, это не покупают. Они до сих пор шьют костюмы сами. Потому что это модно и потому что фото креатива потом можно выложить в Интернет. Кентавры из двух пар маминых колготок, дровосеки из накидок на кресла, сороконожки из гольфов и капуста из рулонов обоев. Чего только нет! Психологи говорят, выросшие снежинки и зайцы так компенсируют свои детские мечты. А родители оправдываются тем, что сегодня у бедных детсадовских и школьных педагогов такие огромные планы мероприятий, что хочешь - не хочешь, придумаешь и День Кентавра, и Новый год на Луне. Надо как-то выкручиваться и тем, и другим. Вот и крутятся. Но может это и не плохо? Всё лучше, чем сидеть, уткнувшись в телефон? Собралась семья за столом, растянула рулон обоев или брезента, начали резать, клеить, вышивать. Если костюмчик сядет - хорошо, а если не сядет - то сорвёшь хайп в Интернете. Такое у нас, знаете ли, наступило время - карнавальное.