Войти в почту

Бойко А.Г.: «2019 год для упаковочного рынка будет труднее, чем 2018, но легче, чем 2020…»

Александр Гавриилович, перед Новым годом принято подводить итоги. Назовите тенденции упаковочного рынка в 2018 году, которые считаете наиболее важными. Прежде чем говорить о тенденциях, определявших развитие российского упаковочного рынка в 2018 году, я бы отметил достаточно высокую его стабильность и даже устойчивость. Условия, в которых работают сегодня производители упаковки, нельзя назвать хорошими. К многочисленным макроэкономическим проблемам, которые так или иначе влияют на упаковочную индустрию, к примеру, падение покупательской способности населения, добавляются и специфические, свойственные упаковочной отрасли. Однако отечественная индустрия упаковки развивается, вводятся в действие новые мощности, рынок большинства видов упаковочных материалов и изделий показывает положительную динамику. Этому способствует рост производства в последнее время в таких отраслях, как целлюлозно-бумажная, химическая, продукция которых является сырьем для производителей упаковки. А главное, продолжается увеличение выпуска продовольственных товаров, основных потребителей упаковки. И не снижающаяся конкуренция на упаковочном рынке во многом способствует совершенствованию отечественного упаковочного производства, заставляя его игроков искать новые подходы к упаковочному решению. Какие проблемы обсуждались членами НКПак в этом году, и какие из них, возможно, получилось преодолеть общими усилиями членов конфедерации? Тенденции же развития нашей сферы упаковки схожи с общемировыми. Это снижение материалоемкости упаковки, обеспечение ее соответствия современной логистике, рост интернет торговли. Повышается роль таких факторов, как барьерные свойства упаковки, ее безопасность и удобство использования конечным потребителем. По-прежнему велики значения социальных и демографических процессов. Все в большей степени используется персонификация упаковочного решения, увеличивается доля производства и применения активной упаковки, изделий с дополненной реальностью. И, конечно, все более важными и острыми становятся вопросы, связанные с воздействием упаковки и ее отходов на окружающую среду. Все эти проблемы обсуждались членами НКПак, рассматривались на многих конференциях и встречах, которые были организованы конфедерацией или ее партнерами. Консолидированную позицию своих членов НКПак представляла в органы законодательной и исполнительной власти, в Ростехрегулирование, Торгово-промышленную палату РФ, другие организации. Это вопросы законо- и нормотворчества, таможенное регулирование, взаимодействие с отраслевыми союзами и ассоциациями, подготовка специалистов. Какую поддержку для решения отраслевых задач оказывает государство? В последние годы реализовано несколько проектов при поддержке государства. Прежде всего это строительство и реконструкция ряда объектов при участии фонда развития промышленности. Однако их число невелико. В 2017 году при финансовой поддержке государства наши упаковщики приняли участие в качестве экспонентов крупнейшей выставки по упаковочной тематике «Интерпак» в Дюссельдорфе. На коллективном стенде свою продукцию продемонстрировали производители фасовочного и упаковочного оборудования. Поддержка участия упаковщиков в выставках – дело необходимое, тем более что наши конкуренты, экспонирующие свою продукцию на международных выставках, в том числе проводимых в России, пользуются такой поддержкой своих государственных структур. Сегодня это становится все более актуально с учетом ориентации на развитие экспорта отечественного оборудования и товаров. Но, по большому счету, говорить о полноценной поддержке отечественных упаковщиков со стороны властных структур пока не приходится. На одной из конференций Вы говорили о том, что, несмотря на активный переход компаний на биоразлагаемую упаковку в угоду экологии, основная функция упаковки прежде всего – это сохранение товара. Как найти баланс между защитными свойствами упаковки и ее экологичностью? На первое место в обсуждении и решении вопросов, связанных с упаковкой, со стороны органов власти вышла тема загрязнения окружающей среды ее отходами. При всей ее важности необходимо не забывать, что сама упаковка сохраняет товары на всем пути их обращения, не допуская их потерь и попадания в окружающую среду. А если учесть, какие затраты ресурсов требуют восполнения таких потерь и как это влияет на экологию, то можно смело назвать упаковку в высшей степени экологичной. Что же касается влияния ее отходов, то когда мы научимся цивилизованно обращаться с ними, использовать как ценные вторичные ресурсы, то оно перестанет быть проблемой, а упаковка уйдет из числа «врагов человечества». В настоящее время на создание условий для вовлечения в оборот отходов упаковки направлены усилия многих государственных и предпринимательских структур. Создана правовая основа для организации такой работы. Насколько в целом упаковочная отрасль продвинулась в вопросах «экологичности» на сегодня? Создается ощущение, что 2019 год станет переломным в этой области, и мы получим ощутимые результаты осуществляемых мер. Во многих странах мира законодательно принимаются нормы вовлечения во вторичный оборот отходов упаковки, вводятся запреты на использование в розничной торговле полимерных пакетов, одноразовой посуды из полимеров и тому подобное. Здесь очень важно не распространять такие подходы на полимерную упаковку, без которой зачастую невозможно обеспечить сохранность и безопасность многих видов продуктов, в первую очередь пищевых. Ужесточение вопросов охраны окружающей среды дает еще один положительный результат – производители упаковочных материалов и изделий стали активно использовать новые технологии и приемы. Сокращается материалоемкость упаковки, растет доля использования многослойных пленочных материалов, картонной упаковки со специальными покрытиями и пропиткой, умной и активной упаковки, сокращающей потери при реализации товаров. Насколько правильным Вы считаете упор на построение интегрированных структур для улучшения работы отрасли? И насколько это возможно в современных реалиях? Я бы не сказал, что есть какой-то упор на построение интегрированных структур. Они возникают во многих отраслях промышленности, в том числе и в упаковочной. И это объективный процесс. С одной стороны, это снижает число игроков на упаковочном рынке и количество рабочих мест на предприятиях, выпускающих упаковку, но, с другой, такой процесс повышает конкурентоспособность отечественной индустрии упаковки по отношению к зарубежным ее поставщикам. И, если это не приводит к монополизации производства, появление на упаковочном рынке крупных вертикально интегрированных компаний дает этому рынку новые возможности. К тому же это стимулирует специализированные предприятия, не имеющие полного цикла (от сырья до конечного продукта), искать пути совершенствования своей деятельности и оптимизации затрат, чему есть ряд ярких примеров. Каковы принципиальные отличия западного упаковочного рынка и российского? Что касается тенденций, то они достаточно схожи. Российский упаковочный рынок достаточно интегрирован в мировой. Более того, по своим масштабам по данным Всемирной организации упаковщиков (WPO), он входит в 10 крупнейших мировых упаковочных рынков. На нашем рынке работают многие транснациональные компании. В производстве упаковочных материалов и изделий мы используем практически полностью импортное оборудование. Наши специалисты часто посещают зарубежные предприятия, работающие в сфере упаковки, и имеют возможность повышать свою квалификацию на высоком уровне. НКПак является членом WPO и постоянно контактирует с ведущими мировыми союзами и ассоциациями. Все это способствует реализации на российском упаковочном рынке актуальных тенденций развития, использованию самых современных технологий и оборудования. Расскажите про сотрудничество НКПак с иностранными партнерами? Интересно и несколько странно, что в период зарождения и становления отечественной упаковочной отрасли знакомство и расширение контактов среди упаковщиков происходило в основном на зарубежных упаковочных выставках. В сферу производства упаковки приходили специалисты многих отраслей промышленности, в том числе оборонной, которые в известные годы резко сокращали свое производство, и многие высокообразованные инженеры и управленцы были вынуждены искать возможности приложения своих способностей. Посещение зарубежных выставок и предприятий происходило организованно, и отдача от них позволила нашим специалистам использовать весь мировой опыт производства и применения упаковки, а также устанавливать между собой взаимовыгодные связи. Во многих случаях такие связи сохраняются до настоящего времени. Какие площадки для взаимодействия членов конфедерации и в общем игроков упаковочного рынка Вы считаете наиболее эффективными? Основными площадками для взаимодействия сегодня уже многочисленного сообщества стали отраслевые конференции, семинары, выставки, конкурсы, в том числе организуемые НКПак. При всей «закрытости» многих предприятий мы стараемся поддерживать постоянные контакты между руководителями и специалистами внутри НКПак, особенно при выработке взаимновыгодных консолидированных решений или заключений. Очень важно, что наша конфедерация активно взаимодействует с большинством союзов и ассоциаций, объединяющих потребителей упаковки, производителей сырья, материалов, оборудования, применяемых в изготовлении упаковки. И, конечно, мы используем возможности интернета и других каналов коммуникаций. При всем ускорении нашей жизни и развития средств связи нельзя потерять возможность личного общения руководителей и специалистов, работающих в сфере упаковки, где помимо производственных, коммерческих, учебных и других составляющих весомо проявляются социальные и художественные ценности. Все это поддерживает значимость выставок по упаковочной тематике. Растет участие производителей упаковки на таких выставках как ПродЭкспо, Агропродмаш, собирающих основных потребителей упаковки. После некоторого спада увеличивается число экспонентов и посетителей на наших главных выставках Росупак и Упаковка. Их экспозиции становятся все более интересными и привлекательными для самого широкого круга специалистов. К сожалению, отраслевые выставки по упаковочной тематике перестали действовать во многих российских регионах, где они достаточно успешно проводились некоторое время. Расскажите о достижениях конфедерации, которыми Вы гордитесь больше всего и какие планы Вы строите на будущий год? Основные аспекты деятельности НКПак затронуты в предыдущих ответах. Российский упаковочный рынок продолжает развиваться и совершенствоваться. В этом есть и доля успешной работы НКПак. Хотелось бы особо отметить участие конфедерации на выставке Росупак 2018 в Москве и форуме PAP-FOR 2018 в Санкт-Петербурге, собравших значительное число участников. Удачно прошел конкурс на лучшую упаковку и этикетку «ПродЭкстраПак 2018», организованный НКПак. Было представлено большое число очень интересных работ, победители которого продемонстрировали свою продукцию на крупнейшей Международной выставке «ПродЭкспо 2018». За год Экспертным советом НКПак был выпущен ряд актуальных аналитических материалов. И, наверное, немаловажно, что в конфедерации сохранены традиции, основанные на экспертном мнении, консолидированного подхода к решению возникающих проблем и вопросов, защиты и продвижения интересов ее членов. Некоторые источники предвещают, что 2019 год будет труднее, чем 2018 г., но легче, чем 2020 год. Надеюсь, что для российского упаковочного рынка сбудутся другие прогнозы, и он продолжит свое развитие. К этому есть предпосылки, хотя ситуация в российской экономике и на финансовом рынке не позволяет излишне оптимистично оценивать наши возможности. Во всяком случае НКПак приложит все силы для успешной деятельности своих членов и всей отечественной индустрии упаковки. Что бы Вы хотели пожелать Вашим коллегами в Новый год? И от лица конфедерации хочу пожелать всем российским упаковщикам в наступающем году не только сохранить, но и преумножить свой потенциал, реализовать свои планы, добиться успехов, получить удовлетворение от своей работы и, конечно, здоровья и удачи.