Gazeta Wyborcza (Польша): политика польской правящей партии на руку Путину
В высказываниях публицистов, а также оппозиционных политиков часто звучат опасения, что польское правительство может совершить разворот в сторону Москвы. Однако такое развитие событий кажется весьма маловероятным, поскольку большинство поляков относится к России негативно, а между нашими странами существуют многочисленные реальные конфликты. Разворот можно будет осуществить лишь тогда, когда большую часть из них удастся преодолеть, а это требует наличия политической воли со стороны Москвы. Между тем все указывает на то, что она не заинтересована в таком развитии событий и вовсе не мечтает о пророссийском развороте Варшавы. Польша уже не угрожает тому, что Кремль считает самым важным, то есть стабильности российской сферы влияния. Кроме того из-за спора на тему реформы системы правосудия, позиция правительства партии «Право и справедливость» (PiS) в ЕС ослабла, что ограничило возможности Варшавы в сфере формирования европейской политики в отношении Москвы. В итоге Россия перестала считать Польшу важным игроком. Это, однако, не означает, что наша страна полностью «исчезла с радаров» Кремля. Перестав быть партнером Москвы, она осталась объектом ее действий, превратившись в первую очередь в инструмент антиевропейской, антидемократической и антиукраинской стратегии России. Кремлю для достижения его целей вовсе не нужны дружественные жесты, напротив, его полностью устраивает такая Варшава, которая занимает русофобскую позицию и конфликтует с Берлином, Парижем, Брюсселем и Киевом. Однако Россия слишком важная страна, чтобы мы могли позволить себе предаваться иллюзиям и пребывать в бессильной изоляции. При этом необходимость изменить курс политики в отношении Москвы (вернее, начать вести какую-то политику) вовсе не означает, что мы должны завязать с Путиным циничное сотрудничество. Силы США в Польше: больше не всегда значит лучше В первую очередь следует отказаться от одномерной политики, в которой стратегия безопасности сводится к личным контактам с Трампом и концентрации на количественном аспекте американского военного присутствия в Польше. Следует допустить возможность, что утверждение «наращивание военного контингента повышает уровень безопасности», в некоторых случаях может оказаться неверным. Важнее всего то, чтобы Вашингтон продолжал поддерживать нас в долгосрочной перспективе. Это станет возможным, только если мы будем вести сотрудничество в рамках натовских структур и трансатлантического сообщества, а также сделаем его опорой крепкие связи с европейскими союзниками. Возникновение конфликтов между Европой и США не означает, что Польше нужно делать выбор. Игнорируя европейских партнеров, Варшава не только отталкивает от себя союзников, но и обрекает себя на практически вассальные отношения с Вашингтоном. Кроме того, нам следует не только говорить о вооружениях, но и принимать участие в дискуссиях на тему защиты мира. Варшаве нужно активно подключиться к процессу выработки новых инициатив по разоружению, таких, как та, которую предложил недавно немецкий министр иностранных дел в ответ на выход США из договора о РСМД. Следует разговаривать и с Киевом, и с Москвой Чрезвычайно важно также нормализовать отношения с Украиной, в том числе возобновить визиты на высшем уровне. Неверно думать, что трения в контактах с Киевом не накладывают отпечаток на эффективность нашей политики безопасности в контексте России. Как мы сможем уговорить итальянцев или испанцев в том, что нужно поддержать украинцев, если мы сами с ними конфликтуем, а польский премьер и президент не бывали в Киеве уже больше двух лет? Отсутствие взаимных визитов на уровне лидеров государств также бросает тень на имидж Польши как страны, обладающей какими-то особыми знаниями в сфере безопасности на восточном фланге НАТО. И, наконец, продолжающиеся в последние три года споры с Украиной подрывают доверие между нашими странами, а это облегчает России проведение операций, нацеленных на то, чтобы оторвать украинское государство от Польши и Европы. Варшаве следует сохранить также хотя бы минимальный набор инструментов коммуникации с Москвой. Считать, что поддерживать контакты не имеет смысла, поскольку с их помощью мы все равно ничего не добьемся, недальновидно. В первую очередь, способность вести диалог с россиянами позволит укрепить доверие к нам западных партнеров, которые в нынешние тяжелые времена особенно болезненно относятся к бессмысленной эскалации напряженности и ориентируются на выстраивание прагматичных отношений с Кремлем. Кроме того, в будущем может сложиться такая ситуация, что мы захотим (или будем вынуждены) обсудить что-то с россиянами. Официальные и личные связи очень легко разрушить и очень сложно выстроить заново. Следует предпринять попытку восстановить контакты хотя бы на низшем уровне и обратиться к тем формам сотрудничества, которые уже существуют. В частности, было бы желательно попытаться заново запустить программу малого приграничного передвижения. Безусловно нужно отказаться также от обличения выпускников Московского государственного института международных отношений в дипломатических кругах, поскольку это внедряет порочную практику «дискриминации» дипломатов из-за их образования, ограничивает возможности польской дипломатии на восточном направлении и отталкивает представителей молодого поколения от такого рода специализаций. Нельзя забывать о торговле Польша критически относится к режиму Владимира Путина, но это вовсе не означает, что нам нельзя извлекать пользу из соседства с Россией. Российский рынок благодаря своему размеру и географическому положению может дать нам возможности для взаимовыгодного сотрудничества, поэтому Варшаве следует увеличить количество своих торговых представительств (до 2017 года их было три, сейчас осталось всего одно). Газовый терминал в ПольшеРешение об отказе от российского газа должно быть основано на тщательных расчетах. Цена перехода на сырье из Норвегии (если учесть стоимость создания новой инфраструктуры), может оказаться очень высокой. Между тем благодаря появлению СПГ-терминала в Свиноуйсьце риск того, что Россия обратится к газовому шантажу, сейчас снизился. Так что для обеспечения Польше энергетической безопасности, возможно, вовсе не требуется полностью отказываться от российского газа, тем более что польское правительство не считает угрозой ни импорт российского угля, ни закупку российской нефти. Как защититься от троллей Путина И, наконец, польскому руководству следует заняться темой российского вмешательства в нашу политику. В контексте истории с прослушкой (в 2014 году были обнародованы незаконно сделанные записи разговоров высших польских должностных лиц, — прим.пер.) самым удачным решением кажется создание в Сейме специальной комиссии по расследованию, тем более что с таким предложением уже неоднократно выступали публицисты и эксперты. Самое важное, чтобы состав этой комиссии был максимально уравновешенным в политическом плане: например, возглавить ее мог бы человек, не связанный ни с одной из самых крупных, а одновременно замешанных в этом скандале польских политических партий, то есть с «Гражданской платформой» (PO) и «Правом и справедливостью». Первым делом следует, однако, создать в канцелярии премьер-министра отдел, чья задача будет состоять в координации шагов, направленных на противодействие информационной агрессии. Правительство объявило о намерении заняться этим уже несколько месяцев назад, но до сих пор ничего не сделало. Также нужно разработать стратегию, в рамках которой появятся четкие процедуры реагирования на российские провокации. Это позволит избежать ситуаций, когда государственные органы не только не предупреждают о разного рода манипуляциях, но и сами на них поддаются. Факт существования такой стратегии следует придать широкой огласке, ведь зная, что у нас есть соответствующие механизмы, общество и государственные структуры разных уровней будут способны лучше сопротивляться информационным атакам. Также необходимо разработать механизмы защиты критической инфраструктуры и избирательного процесса. В 2019 году в Польше пройдут выборы в Европарламент, а также в Сейм и Сенат. Перед выборами нужно будет, в частности, провести тренинги для политиков и избирательных штабов. Здесь целесообразно обратиться к опыту других стран, которые уже внедрили такие механизмы, и заручиться поддержкой ЕС и НАТО, которые занимаются программами, призванными помочь членам этих организаций защитить себя от кибератак. Важным элементом защиты от российских влияний выступает также укрепление репутации польского государства в международных отношениях. Конфликт с Брюсселем, к сожалению, не способствует улучшению имиджа Польши. На этом фоне в особенности следует воздержаться от легкомысленного злоупотребления европейскими защитными механизмами, какое мы наблюдали, когда Варшава внесла в черный список Шенгенской информационной системы и депортировала из нашей страны Людмилу Козловскую — гражданку Украины и супругу гражданина Польши. Политика Варшавы радует Москву Польша не воспринимает всерьез своего самого большого соседа и главного соперника. Враждебное отношение к Москве и стремление ее изолировать, мешает нам заниматься реальной политикой, которая бы позволяла продвигать наши интересы и выступала адекватным ответом на угрозы. Нам нужно не шумно выражать свое негодование, а выстраивать конструктивную реалистичную стратегию, вписанную в политику ЕС и НАТО в сфере безопасности, поставок газа, двусторонних отношений и контактов с Украиной. Прежде всего нам следует не зрелищно «размахивать шашкой», рассуждая о гипотетических военных конфликтах, а эффективно противостоять реальной российской агрессии, с которой мы имеем дело сейчас. Самое худшее — это лицемерие, когда, с одной стороны, мы относимся к России враждебно, а с другой — игнорируем ее недружественные акции. Пора признать, что наша враждебность не вредит Москве, а наоборот, зачастую оказывается ей выгодна. Кремлю вовсе не нужно, чтобы Варшава совершила пророссийский поворот: Польша с антироссийскими лозунгами на устах уже отвечает практически всем его потребностям. * Статья написана на основе доклада Катажины Пелчинской-Наленч «Польша и Россия: радикализм без политики» для Фонда имени Стефана Батория.