Крутой маршрут в четыре километраОт воспоминаний вдовы поэта
Надежды Мандельштам и заметок писателя
Виктора Некрасова до трудов председателя Мандельштамовского общества
Павла Нерлера кочуют слова о «пересылке на Второй Речке».В действительности Владивостокский пересыльный лагерь (он же — «транзитка», «пересылка», «транзитная командировка», «Владперпункт», «6-й километр»), через который заключённых отправляли на Колыму, располагался в другой точке города, хотя и не очень далеко от Второй Речки, — в районе Морского городка.Читая лагерные мемуары, можно заметить, что их авторы указывали: по прибытии на железнодорожную станцию Вторая Речка (в 1930-х — далёкий пригород
Владивостока) этап высаживали из поезда и долго куда-то вели. «Мы всё шли и шли До сих пор не знаю, сколько там было километров» — так описывала эту дорогу
Евгения Гинзбург в книге «Крутой маршрут». Путь составлял около четырёх километров, заключённых вели в Моргородок, где и располагалась пересылка. Но в памяти арестантов оставалось название «Вторая Речка». Путаницы добавляло то, что прямо на Второй Речке, в районе нынешнего автовокзала Владивостока, вплоть до 1950-х действовал другой лагерь — Владлаг. Но оттуда на Колыму не отправляли. Заключённые Владлага были заняты в Приморье на рыбопереработке, строительстве дорог, заводов и др.Создание пересыльного лагеря в Моргородке, действовавшего в 1931—1941 годах, было прямо связано с освоением золота Колымы и учреждением Дальстроя. Лагерь разделялся на мужскую и женскую территории. Имелись отдельные зоны для уголовников, «врагов народа», «кавэжединцев». Территория бывшей пересылки, занимавшей площадь в семь гектаров, ограничена современными улицами Днепровской, Ильичёва, Печорской, Вострецова (жилые кварталы выше остановки «Молодёжная» и за стадионом «Строитель»). Именно здесь ждали этапа на Колыму писатели
Варлам Шаламов,
Юрий Домбровский, Владимир Нарбут, генерал
Александр Горбатов, ракетный конструктор
Сергей Королёв, актёр
Георгий Жжёнов. Отсюда заключённых обычно вели или везли в район мыса Чуркина, к рыбному порту, где грузили на суда Дальстроя и отправляли в порт Нагаево (
Магадан) — на Колыму, где в 1930-х развернулось гигантское строительство.В первый военный год инфраструктуру Владивостокской пересылки передали Тихоокеанскому флоту. Заключённых стали возить на Колыму через
Находку («Нас вместе переслали в порт Находку » — пел ранний, «блатной» Высоцкий), ещё позже — через
Ванино в
Хабаровском крае, в связи с чем родилась знаменитая песня «Я помню тот Ванинский порт ». На территории бывшей пересылки до сих пор располагается воинская часть ТОФ, по старой памяти называемая «экипаж». Сначала конфигурация «экипажа» повторяла очертания лагеря, потом территорию постепенно стали застраивать. Сегодня съёжившийся «экипаж» занимает примерно одну шестую от площади пересылки. Большая часть территории «транзитки» занята жилыми домами. Деревянных лагерных бараков внутри «экипажа» не осталось — их давно сменили каменные казармы.