Войти в почту

"Рождественский вертеп" Павла Карманова

Один из наиболее оригинальных современных российских композиторов Павел Карманов (еще ранние сочинения которого отмечал Дмитрий Кабалевский), многолетний участник андеграундной рок-группы «Вежливый отказ», создатель известных опер, ораторий, саундтреков, рассказал о своем новом масштабном проекте, премьера которого пройдет в, возможно, лучшем московском концертном зале: — Павел, насколько я понимаю, недавно ты покинул «Вежливый отказ», почти после двух десятилетий, проведенных в группе. Должна быть весомая причина? — Никаких конфликтов и разногласий с музыкантами «Отказа» у меня нет. Я оставил коллектив почти случайно и исключительно по «техническим» обстоятельствам. Моя профессиональная занятость с какого-то момента просто стала не вписываться в репетиционный процесс группы. Соответственно, и гастролировать с «ВО» мне стало сложно. Но я очень рад, что столько лет провел в этой команде и поиграл с ней примерно ту музыку, с которой началась моя любовь к року. Впрочем, наша взаимосвязь с «Вежливым отказом» совсем не прервалась. В январе группа примет активное участие в моей музыкальной мистерии «Рождественский вертеп» по мотивам народной драмы «Смерть Царя Ирода», которую мы покажем на новейшей столичной площадке — в Большом зале концертного комплекса «Зарядье». — Это повторение того проекта, что в 2002 году сыграли в концертном зале им. Чайковского? — Скажем так: я продолжаю его линию. Но у данного произведения стостраничная партитура. Сейчас я ее несколько перерабатываю. И состав исполнителей отчасти поменялся. Тогда мы работали с выдающейся Татьяной Гринденко и ее камерным ансамблем Opus Posth. Собственно, благодаря Татьяне я и получил для премьеры своего «вертепа» зал им. Чайковского. Теперь в спектакль влился другой классный симфонический ансамбль, с которым я давно дружу — «Персимфанс». В нем собрались мои соратники, в том числе участники легендарного ансамбля Марка Пекарского и его ученики. И художник теперь другой — Игорь Гурович. Но мы помним, уважаем, любим Теодора Тэжика, оформлявшего первую постановку, и ждем его на нашей новой премьере. В общем, проект живет, развивается. Главный мой принцип — как в творчестве в целом, так и в данной постановке — уходить от лубка и косности. — Однако тема религиозная. В нынешних российских реалиях любой «уход от косности» порой сильно будоражит некоторых ортодоксов. — Не исключаю, что кому-то наш спектакль покажется чересчур смелым высказыванием на православную тему. Но попробую заранее всех успокоить. Я сам — человек воцерковленный. Причем пришел к этому в зрелом возрасте. Сейчас мой первоначальный религиозный порыв угас, но общение с представителями церкви продолжается, я нередко посещаю храмы и даже соблюдаю определенные ритуалы. А когда-то и пел в церкви. Так что ничего «еретического» в моем произведении нет. — Драматургия нашего «Рождественского вертепа» безусловно традиционная, — говорит режиссер-постановщик обновленной версии представления Александр Руснак. — Мы не стремились ради эпатажа до неузнаваемости изменить образы Ирода, Чернокнижника, Рахели, уже сложившиеся в сознании российского зрителя. К слову, я видел архивные фотографии, когда район Зарядье был еще густонаселенным, с узкими улочками и множеством небольших домов. Есть фото — предвоенное, конца 30-х, — где видно вертеп, стоящий на подоконнике одной из квартир. Как он там оказался — трудно объяснить. Кто осмелился в то время его выставить? Может, достали специально для снимка и тут же спрятали? Не знаю. Но внимательно изучив карту района, я понял, что дом этот располагался примерно на месте нынешнего зала «Зарядье» — весьма символичный момент, на мой взгляд. БеседовалМихаил Марголис Павел Карманов Премьера обновленной версии музыкальной мистерии «Рождественский вертеп» Павла Карманова по мотивам народной драмы «Смерть царя Ирода» — в концертном зале «Зарядье» (Москва) 11 января. Среди музыкантов, участвующих в исполнении, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», ансамбль «Персимфанс», Сергей Старостин, группа «Вежливый отказ», детский вокальный ансамбль «Веретёнце», Аркадий Шилклопер, перкуссионист Мариан (Марио) Калдарару. Затем запланирован цикл показов обновленной версии «Рождественского вертепа» в других городах России и за рубежом.

"Рождественский вертеп" Павла Карманова
© ИД "Собеседник"