Ещё

С песней в бой за культуру. Как иркутское казачество воспитывает молодежь? 

Фото: АиФ Иркутск
Казаки в Прибайкалье пришли ещё в XVII веке. Они и освоили Иркутскую губернию, строя острог за острогом. Так появилась и нынешняя столица Восточной Сибири. Служилые обосновались здесь и охраняли государственные границы.
Современные же казаки занимаются преимущественно просветительской работой, проводят много разных мероприятий, в том числе праздники и фестивали. 12 декабря в Иркутске прошёл один из них — областной казачий фестиваль «Моя семья — жемчужина Сибири».
Со страниц романа
В тот день в Ремесленном подворье Иркутского областного Дома народного творчества было шумно и многолюдно. Вдоль окон стоял большой стол, накрытый по старой русской традиции пирогами, солёными огурцами и квашеной капустой, картошкой с грибами, салом и другими «народными» угощениями. За ним собрались казачьи семьи со всей области. Женщины и дети в национальных костюмах, а мужчины, конечно, в форме. Мундиры и брюки с лампасами, папахи и фуражки — всё это сразу напомнило мне шолоховский сюжет о донских казаках. От задорных танцев скрипели деревянные половицы музея, а от весёлых песен и казачьих посвистов закладывало уши.
Среди участников казачьего фестиваля я заметила немало молодых людей. Один из них, правда, похожий на персонажа русской народной былины, стоял у окна и держал в руках странный музыкальный инструмент. Оказалось, что Артемий Пономарёв из Усольского района играет на колёсной лире — древнейшем инструменте, который, по его словам, известен на Руси ещё со времён Ильи Муромца и получил широкое распространение благодаря сказителям. Сейчас же о нём мало кто знает. Под аккомпанемент необычного инструмента Артемий исполнил духовный стих. А на фестивале ему вручили диплом за победу в номинации «Инструментальное исполнительство» в смотре-конкурсе традиционной казачьей культуры «Моя любимая станица». Иркутский рылей (так называли себя донские казаки, играющие на колёсной лире) признался, что увлёкся фольклором ещё в 2008 году.
«В первую очередь, я занимаюсь этим для себя. Аутентичная музыка даёт мне душевную удовлетворённость, а всё остальное это уже как «побочный» эффект. Например, звучание лиры однозначно пробуждает интерес людей к истории. Они видят этот инструмент, слышат его и сразу спрашивают: «А что это, откуда?», — поделился Артемий Пономарёв.
Уникальный «примитив»
Каждому заинтересованному Артемий подробно рассказывает о своей лире и показывает принцип её работы. Разрешает даже прикоснуться к уникальному деревянному инструменту.
«Здесь три струны, как на балалайке, — показывает он, — но по сути это та же скрипка, только вместо смычка основную струну трёт колесо. Две остальные звучат в унисон, они не трогаются клавишами, при этом постоянно гудят. Сама по себе колёсная лира играет второстепенную роль, главнее — сказитель и его духовные стихи и былины, лира же сопровождает сказ и помогает донести смысл до слушателей. Поэтому у неё очень простая музыкальная составляющая, даже примитивная».
Научиться играть на колёсной лире гораздо проще, чем, например, на гитаре, считает Артемий. А вот приобрести её куда сложнее: стоит древнерусское подобие скрипки немало, цена начинается от 40 тысяч рублей и выше.
Участники фольклорного ансамбля, в котором играет молодой человек, говорят, что сказание как жанр существует до сих пор. Конечно, он не так популярен, как 100 лет назад в дореволюционной России, но духовные стихи ещё можно услышать в сопровождении гуслей, лиры и даже гудка (ещё один древний прототип скрипки).
Кстати, на фестивале можно было познакомиться не только с песенно-танцевальной культурой сибирского казачества. Кроме этого 25 мастеров из разных районов привезли в Иркутск предметы казацкого быта ручной работы: посуду из глины, изделия с традиционной вышивкой, тряпичные куклы, сувениры из солёного теста.
Не шашкой, а песней
Атаман иркутского войскового казачьего общества Николай Шахов рассказал, что его соратники, как и прежде, несут службу на благо государства и общества. Только сейчас их главное оружие — не шашка, а песня. В Иркутской области работает 14 центров казачьей культуры, а их главная задача — сохранить для земляков их историю.
«Культура казачества гораздо многообразнее, чем какого-то отдельного народа, — считает он, — ведь казаки перенимали многое от традиций тех, с кем жили рядом. А сейчас этот опыт помогает нам воспитывать подрастающее поколение. В самодеятельных казачьих коллективах Иркутской области занимаются около тысячи детей, большинство из них — члены кадетских клубов. Когда ребёнок увлечён в ансамбле весёлыми казачьими песнями, это лучше, чем слоняться без дела».
По рассказам атамана, многие молодые люди, вдохновившись постановочными сценами из казачьей жизни, не просто проявляют к ним праздный интерес, а переносят традиции в свою жизнь. Например, после одного из казачьих фестивалей кое-кто из зрителей «загорелся» идеей организовать свою свадьбу по старинному обряду.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео