Войти в почту

Владивосток - гиблое место?

Главы Владивостока приходили к власти примерно с одинаковыми обещаниями: «наведем в городе порядок». Вот и год назад, 21 декабря 2017 г., когда Виталий Веркеенко был избран Думой Владивостока, градоначальник с улыбкой на лице обещал всячески соблюдать интересы горожан и делать их жизнь лучше. Почему не получилось? Инфраструктурный тупик Сравнительно недавно город во всем блеске своего потенциала встречал миллениум, затем старательно приближал к себе АТЭС, ожидалось — вот-то все расцветет. Но эту стадию Владивосток миновал. Есть версия, что со времен, когда с поста главы Владивостока был отставлен Юрий Копылов, а может быть, и ранее — когда его лишился Виктор Черепков, продолжалась деградация городского хозяйства, а заодно и околовластных элит. Имеющиеся у Владивостока ресурсы — бюджет, имущественный комплекс, земля — использовались в интересах небольших групп чиновников и предпринимателей. Печальные последствия заключаются не только в том, что, по большому счету, развития города не происходило. Похоже, по ряду направлений вообще забрались в тупик. Каковы основные итоги? Власти Владивостока не смогли (или не захотели) по-хозяйственному распорядиться многомиллиардными инвестициями в «предатэсовский» период, на которые можно было привести город в «конфеточное» состояние. К примеру, работы по приведению в порядок «морского фасада» Владивостока свелись к дешевому ночному освещению и раскрашиванию в аляповатые цвета зданий исторического центра. До сих пор не закончены работы по заведению на очистные сооружения большей части канализационных стоков. Преследуются в уголовном порядке руководители «Приморского водоканала», но само по себе это утилизации жидких бытовых отходов никак не помогает. Для людей, знакомых с состоянием дел во Владивостоке, не секрет — в последние годы ни одного серьезного инфраструктурного проекта в городе не реализовано. Не считать же таковым закрытие Спецзавода, где год назад, по странному совпадению, заработали новые очистные фильтры! Федеральные и краевые деньги, поступающие по различным программам, естественно, осваиваются, но таким образом, что эффект заметен минимально. Характерный пример — программа «Городская среда», ассигнования по которой направлены на благоустройство «общественных пространств» (причем скверы и парки и так благоустраивают непрерывно). А дворы и внутриквартальные проезды остаются в запущенном состоянии. Другой пример — программа «Безопасные и качественные дороги». Огромный объем средств направляется на реконструкцию улиц Владивостока — при этом сводится все к ремонту дорожного полотна не на самых разрушенных участках и замене вполне себе качественных бордюрин. А это сотни миллионов ежегодно. Инвестиционный «неклимат» С начала 2000-х годов, когда «наведение порядка» во Владивостоке провозгласил Юрий Копылов, начались непростые времена для малого бизнеса. «Зачистка» некогда главной торговой улицы Фокина от ларьков и превращение ее в «Арбат» — своеобразный символ. С тех пор легально и нелегально установленные, оформленные по правилам и не совсем торговые объекты убирались с обочин дорог, центральных улиц, с остановок, площадей и т. п., ликвидировались стихийные рынки. Виталий Веркеенко продолжил политику прошлых градоначальников, жестко корректируя городскую схему нестационарных торговых объектов, — конечно же, НТО стало еще меньше. Добавим, что все прошедшие годы повышалась арендная плата на землю и помещения, взимаемая в казну Владивостока. Фактически же получилось, что остался не у дел широкий слой мелких собственников, арендаторов и субарендаторов, которые давали какие­-то рабочие места и хотя создавали грязь, но тем не менее формировали значительную часть самодостаточного населения Владивостока, которое кормило себя. Да еще и давало отчисления в бюджеты, которые сейчас сократились. Вот слова мелкого предпринимателя, которому суд недавно приказал снести незаконно установленный объект (земля в собственности, но слишком близко проходит городская теплотрасса): «Мы говорим об улучшении инвестиционного климата и приглашаем во Владивосток иностранных предпринимателей. О чем тут можно говорить, если местный бизнес фактически бесправен? Никакого благоприятного инвестиционного климата у нас нет и близко». Сегодня во Владивостоке публикуется огромное количество объявлений о продаже бизнесов (прежде всего, конечно, торговых и сферы услуг). Такое впечатление, что предприниматели из города массово эвакуируются. Дежавю Конечно, есть люди, которые до сих пор верят в управленческие таланты прошлых глав Владивостока: Николаева, Пушкарева, Копылова. Но если таковые и имелись, то к процветанию города применены не были. Бывшие мэры были осуждены — и не по одному разу, — поскольку в чем-то нарушили закон, как раз управляя краевым центром. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых областях чиновники администрации Владивостока с 2000-х годов исповедуют один и тот же подход. Видимо, данные решения подсказывает какая-то уже системная бюрократическая логика. Допустим, проводится сужение тротуаров. Сама по себе идея благая — в целях расширения проезжей части, создания карманов для стоянки автомобилей. Но тогда при чем здесь «комфортная городская среда», о которой разглагольствуют депутаты и чиновники? Реальность такова, что в исторический центр Владивостока приезжает все меньше автобусов с иностранными туристами, и по Светланской просто не протолкнуться. Нам советуют меньше ходить? Набережная Спортивной гавани Владивостока пережила за последние 20 лет огромное количество реконструкций, но и сегодня выглядит обветшавшей и убогой, особенно причальные сооружения. Что само по себе уже позор. Довольно печально обстоят дела в сфере муниципальных предприятий. Одно из крупнейших, ВПОПАТ, на грани банкротства, в городе не хватает снегоуборочной техники, в целом сфера благоустройства, как обычно, не на высоте, и город банально грязен — особенно вне центральных улиц. Зато известно, что городской бюджет (что касается объема средств, которыми администрация фактически, а не номинально, распоряжается) год от года непрерывно сокращается. В общем, следующему главе города вряд ли придется улыбаться искренне. Багаж, с которым Владивосток пришел к 2019 г., нелегкий.

Владивосток - гиблое место?
© Konkurent.ru