Язык деградирует? Почему молодые люди теряют интерес к русской культуре
Деградация русского языка и утрата интереса к отечественной словесности приобретает масштабы, угрожающие национальной безопасности. «Можно я покладу свои вещи рядом с твоими?» – спрашивает безграмотная ученица четвёртого класса у одноклассницы. «Покласть нельзя, а положить можно», – отвечает вторая девочка, владеющая русским языком немного лучше. А вот пост мамы одной из этих же четвероклассниц в мессенджере: «ДевчЁнки придут пораНШе, чтобы сделать причОски». Ну и чего мы хотим от детей? Читают только СМС Активисты Общества русской словесности собрались в Новосибирске, чтобы обсудить вопросы преподавания словесности в школах и проблемы подготовки педагогических кадров для обучения русскому языку и литературе. Посылом к съезду стали слова Владимира Путина о том, что русская литература – основа духовных ценностей нашего народа. Именно родная литература и родной язык объединяют людей в нацию, побуждают у них сопричастность к судьбе отечества. Деградация языка, потеря интереса к чтению – угроза национальной безопасности. Председатель Российского Союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий в своём обращении к активистам Общества добавляет, что вопрос сохранения национальной культуры и гражданской идентичности становится всё более актуальным в условиях глобализации. Между тем у молодых людей отечественная литература, как, впрочем, и любая другая, вызывает всё меньше интереса. Когда у педагогов спрашивают о главных проблемах воспитания и обучения, они в первую очередь говорят, что дети не хотят читать, неграмотно пишут. Доктор богословия Борис Пивоваров пытается найти истоки этого явления: «Если человек читает только СМС, о каком культурном развитии можно говорить? Благодаря гаджетам мы всё больше привыкаем к аудиовизуальным образам и утрачиваем способность воспринимать большие объёмы серьёзной информации. Это ведёт к тому, что целостные, фундаментальные знания подменяются чужими мнениями». Создать золотой канон Немалую лепту в интеллектуальную деградацию молодёжи, по мнению Пивоварова, внесла псевдодемократизация образовательного процесса: «Сторонники мультикультурализма считают, что каждый, в том числе и учитель, может сам выбирать, какие литературные произведения изучать. Но отсутствие вкуса к хорошему чтению порождает духовную пустоту». Борис Пивоваров считает необходимым создать золотой канон русской литературы и возродить традицию семейного чтения, принятую в России, а потом и в СССР, до перестройки. Виктор Садовничий предлагает пойти дальше и ввести в школах преподавание церковнославянского языка: «Это язык, основанный на живой разговорной русской речи и не засорённый неологизмами, жаргонизмами и заимствованиями». О засорении языка говорит и митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Он цитирует Священное писание, в котором сказано: «Узнаётся человек по плодам его». А плоды человека – это его слова. Современная речь всё больше загрязняется словесной скверной – обсценной лексикой, жаргонизмами. Под стать языку перестраивается и мышление, становясь всё более циничным, меркантильным и примитивным. «Сейчас мы видим в языке только средство общения, забыв, что язык – это ещё и хранитель исторической памяти, – говорит доктор филологических наук, профессор НГУ Леонид Панин. Первоочередной задачей Общества русской словесности он считает возрождение интереса к классической отечественной литературе. Ну а до тех пор, пока семейное чтение подменяется рассматриванием изображений котиков в Инстаграме, наши дети будут выдавать перлы типа: «Творчеству Гоголя была характерна тройственность. Одной ногой он стоял в прошлом, другой вступал в будущее, а между ног у него была жуткая действительность».