УрФО: вперед, «опорный край державы», или Такой неспокойный Урал

«Кадровая политика – нормальная». Отставки года Уходящий год был ознаменован сразу рядом громких отставок. Так, в конце июня президент России Владимир Путин отправил в отставку своего полномочного представителя в УрФО Игоря Холманских, выходца с Уралвагонзавода. Спустя месяц бывший полпред ожидаемо был избран главой совета директоров УВЗ. По мнению ряда экспертов, отставка Холманских могла быть связана с конфликтами с некоторыми представителями региональных элит, в частности, со свердловским губернатором Евгением Куйвашевым. «Когда он выполнил работу, которая была ему поручена, и выполнил ее хорошо, скопилась определенная часть какого-то негатива, докладных записок, которые шли из-за конфликтов Холманских с Куйвашевым и каких-то внутренних разборок», – поделился мнением с корреспондентом «ФедералПресс» политолог Андрей Колядин, проработавший с Холманских около года. Еще одна отставка года, которая полностью изменила политический ландшафт на Среднем Урале и расстановку сил, – отставка первого вице-губернатора Свердловской области – руководителя администрации главы региона Владимира Тунгусова. Все произошло за два дня до выборов в гордуму Екатеринбурга – 7 сентября. Чтобы отправить в отставку «серого кардинала» уральской политики, пришлось ликвидировать его должность. Решение тогда объяснили реструктуризацией системы управления областью: через несколько недель администрация губернатора была упразднена. По мнению политолога Руслана Мухаметова, главной причиной ухода Тунгусова с поста стала кампания, организованная чиновником во время подготовки к выборам в гордуму Екатеринбурга и направленная на сохранение контроля городских властей над депутатами. Принято считать, что все кандидаты в депутаты гордумы в результате разделились на представителей «списка Тунгусова» и «объединенной оппозиции», которая якобы поддерживалась командой губернатора. «Мне кажется, если бы он сохранял влияние, администрация города была бы представлена немного другими людьми», – прокомментировал ситуацию эксперт. Решающим 2018 год стал и для Алексея Кокорина, покинувшего пост губернатора Курганской области. Отставка главы региона стала неожиданностью, в том числе и для самого Кокорина. Известно, что он собирался по истечении своего срока принять участие в выборах 2019 года, однако 2 октября он объявил об уходе. Одной из главных причин отставки называют то, что региону не удалось выйти из состояния социально-экономической депрессии. «Главная причина отставки Алексея Кокорина – отсутствие улучшений в социально-экономическом секторе. Алексея Кокорина назначали под запрос на обновление. Впереди были губернаторские выборы, и кампания могла стать достаточно рискованной. Еще пару лет назад рейтинг был неважен, была важна оценка Кремля. Отсутствия межэлитных конфликтов было достаточно. Теперь нужно, чтобы общественное мнение было спокойным, чтобы губернатор своей работой, своим присутствием это общественное мнение в каких-то допустимых пределах держал. Значимость этого параметра существенно возросла в новом политическом сезоне», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» политолог Александр Белоусов. В 2018 году ушел в отставку и «непотопляемый» Евгений Ройзман, занимавший пост главы Екатеринбурга. Оппозиционный политик, выигравший выборы в 2013 году, объявил о сложении с себя полномочий главы города 22 мая на заседании городской думы. Свое решение он объяснил отменой прямых выборов мэра в столице Среднего Урала и нежеланием быть причастным к этому событию. «Он был скорее политиком, а не управленцем из-за отсутствия реальных полномочий. Да, он присутствовал в медиаполе, федеральной повестке, однако я сомневаюсь, что он оказывал влияние на управление городом», – поделился мнением с «ФедералПресс» политолог Павел Салин. В 2018 году покинул свой пост и глава Челябинска Евгений Тефтелев. При этом сделал он это в преддверии грядущих выборов губернатора и саммитов ШОС и БРИКС. 15 ноября о кадровом решении сообщил глава региона Борис Дубровский на закрытом от прессы совещании. Претензий к работе городской администрации было немало. Многие политологи предсказывали такое решение губернатора. Впрочем, без работы Евгений Тефтелев не остался: вскоре он получил пост заместителя губернатора. «Большое значение будет иметь фигура будущего главы и как полноценно избранный мэр сможет себя проявить буквально в первый же отрезок времени своей работы, как сможет проявить себя, как сможет попасть в единые настроения с челябинцами, дать результаты или оправдать ожидания», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» политолог Александр Мельников. Говоря об отставках в уходящем году, нельзя не отметить и кадровую ротацию в среде свердловских силовиков. В этом году свои посты покинули практически все руководители среднеуральских силовых ведомств: глава регионального СУ СКР Валерий Задорин, главный свердловский гаишник Юрий Демин и глава свердловского главка МВД Михаил Бородин. Первые два экс-силовика устроились на работу в структурах УГМК-Холдинга, а Михаил Бородин был назначен руководителем ГУ МВД России по Воронежской области. «Михаил Бородин практически сразу поменял всех руководителей ГУВД в крупных городах. Кто-то из назначенцев в результате просто оказался не готов к работе, к кому-то были претензии. Это была главная системная ошибка, допущенная Бородиным. По поводу Демина я бы не стал строить конспирологические версии. У нас предельный возраст пребывания на службе для полковников – 55 лет, а ему уже 57. В случае с Задориным я также ничего трагического не вижу. Москва просто взяла курс на обновление. Пришел Богинский, который хорошо знает регион. Проблем я здесь не вижу. Заместители все на месте, Богинский всех их знает. Ситуация с массовыми ротациями в силовых структурах возникает в каждом регионе раз в пять-семь лет. У силовиков в этом плане все нормально, и кадровая политика нормальная», – поделился мнением с корреспондентом «ФедералПресс» член Общественного совета при региональном СУ СКР Олег Залесский. «Это признание и новый сложный вызов». Назначения года Как и следовало ожидать, вслед за отставками последовали назначения. Так, полномочным представителем президента в УрФО был назначен Николай Цуканов. До этого он сначала был полпредом в СЗФО, а затем – помощником главы государства. После прихода в полпредство Цуканов не стал зачищать оставшуюся после ухода Холманских команду, сделав внутри его структуры несколько перестановок. Полпредство покинули инспектор по Курганской области Александр Кистанов, его свердловский коллега Данила Трубинов, а также помощники Холманских Андрей Березовский и Сергей Устьянцев, зато в команду Цуканова из Москвы перебрался Виктор Дубенецкий, курировавший в администрации президента работу с ЦФО и СЗФО. По мнению политолога Андрея Колядина, Цуканов «сможет сделать полпредство сильнее, чем оно было в последнее время при Холманских». «У него более обширная сфера интересов, а там, где более обширные интересы, там шире сфера влияния. Понимаете, когда человек влияет на три сферы, он, конечно, влиятельный, но когда у него есть влияние в 15 сферах, это совершенно другое дело. И Цуканов именно такой», – прокомментировал ситуацию эксперт. В уходящем году сразу два уральских губернатора получили назначения в федеральные министерства. Речь идет об экс-губернаторе Тюменской области Владимире Якушеве, возглавившем Министерство строительства и ЖКХ, и бывшем главе Ямала Дмитрии Кобылкине, назначенном министром природных ресурсов и экологии. «Назначение Кобылкина и Якушева – это признание и новый сложный вызов. Они своей работой заслужили эту честь перейти на более значимый и тяжелый участок работы. Причем им достались очень сложные и непопулярные министерства, особенно Якушеву. И здесь они выступают в роли «пожарников», а не «почетных пенсионеров», как это бывает в случае с другими назначениями. На должности губернаторов они продемонстрировали эффективность как менеджеры. Поэтому было решено, что в проблемных ведомствах они смогут навести порядок», – поделился мнением политолог Аркадий Либерман. А вице-губернатор Тюменской области Вадим Шумков был назначен врио губернатора Курганской области. В этом статусе он пробудет до выборов губернатора Зауралья – 8 сентября 2019 года. Уже спустя несколько дней после назначения стало понятно, что стиль управления регионом будет иным: более динамичным, решительным и требовательным. Шумков четко обозначил проблемы региона и цели своей работы, ставку же будут делать на привлечение инвестиций, развитие промышленности, а также на малый и средний бизнес. Политолог Дмитрий Гусев убежден, что у Курганской области есть два пути. «Все зависит от того, как он будет отстаивать интересы региона в Москве. Ему нужно вытребовать для Зауралья огромные дотации. Но пока я не вижу потенциала в самом Зауралье, кроме сельского хозяйства», – отметил эксперт, добавив, что второй путь – это ликвидация Курганской области как самостоятельной единицы. «Я считаю, что Зауралью нужно разделиться между тремя приличными богатыми регионами – Тюменской, Свердловской и Челябинской областями. За счет этого выровняются стандарты жизни, а из соседних регионов придет новый бизнес. Области не будет, зато люди будут жить лучше», – резюмировал политолог. Мэром Екатеринбурга в уходящем году стал Александр Высокинский, ранее занимавший пост вице-губернатора Свердловской области. Высокинского, в отличие от его предшественника Евгения Ройзмана, называют «сильным» мэром. Впервые за долгое время за главой города закреплены реальные функции руководителя администрации. В течение нескольких месяцев Высокинский провел масштабную ротацию кадров. В мэрию пришли шесть новых вице-мэров, перестановки произошли в департаментах, изменилась и сама структура администрации. «Тот факт, что Высокинскому был выдан мандат на управление городом абсолютно всеми депутатами, говорит о том, что будущее у него все-таки есть. Я считаю, что его избрание – очень положительный момент, потому что у него есть преимущество. Он является одним из авторов стратегического плана развития Екатеринбурга. Он прекрасно понимает, как работает система управления городским хозяйством», – отметил политолог Михаил Коробельников. А врио главы Челябинска был назначен Владимир Елистратов, работавший вице-мэром по имущественным и правовым вопросам. «Новый руководитель может изменить подходы к работе с жителями города и добиться достижения быстрых, понятных жителям результатов в сфере благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, экологии и так далее. Это более значимо», – прокомментировал ситуацию Александр Мельников. «Неужели так сложно сделать?» Ключевые события года В уходящем году сразу в двух регионах УрФО появились новые губернаторы: в Тюменской области победу на выборах одержал Александр Моор, ранее занимавший пост главы Тюмени, а после назначения Владимира Якушева в Минстрой назначенный врио; а на Ямале окружная дума с представления президента избрала губернатором Дмитрия Артюхова. Оба сменщика синхронно провозгласили курс на преемственность и развитие достижений, которых достигли ушедшие на повышение предшественники. «Если посмотреть на тех, кто пришел на места Якушева и Кобылкина, то в обоих случаях налицо преемственность. Отчасти такому исходу способствовали спонтанность и поспешность в организации выборов, лишившие оппозицию возможности подготовиться. Однако и Моору, и Артюхову придется справляться с давлением, потому что предшественники, как я уже сказал, показали высокую результативность, регулярно лидируя в рейтингах губернаторов. Молодость ямальского главы внушает определенные опасения. С другой стороны, с точки зрения возможностей бюджета там задача выглядит попроще. Александр Моор, будучи сити-менеджером, очевидных провалов не допускал. Посмотрим, как они проявят себя, пока рано делать выводы», – прокомментировал ситуацию Аркадий Либерман. Несомненно, ключевым событием уходящего года можно считать возвращение Екатеринбургу «единого сильного мэра», которым, как уже упоминалось ранее, стал Александр Высокинский. Эксперты сходятся во мнении, что это стало возможно после отставки «серого кардинала» уральской политики Владимира Тунгусова, занимавшего пост первого вице-губернатора Свердловской области, но сохранявшего контроль над городской администрацией. С возвращением «единого сильного мэра» Екатеринбург перешел на «советскую» систему управления городом: теперь мэра выбирают депутаты гордумы из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. К слову, Екатеринбург оставался одним из нескольких муниципалитетов Среднего Урала, избегавших перехода на «советскую» систему управления. «Советская система управления городом более стабильная – случайный человек без образования и опыта работы главой стать не может. В этом плане система дурака отсеивает однозначно. Очень важно, что в этой конкурсной комиссии работают представители региональной власти, губернатора. Соответственно очень важно определить такого человека, с которым было бы комфортно работать главе региона. Глава такого муниципалитета, как Екатеринбург, должен работать в одной команде с главой региона. И Высокинский таковым как раз является. А то, что это не прямые выборы, – нестрашно, поскольку люди избирают депутатов, которые голосуют за главу города», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» политолог Олег Иванов. 2018 год был ознаменован на Урале и масштабным экологическим скандалом, да еще и с участием крупного промышленного холдинга – УГМК. Сразу несколько рек и их притоков на севере Среднего Урала оказались загрязнены сточными водами с Шемурского и Ново-Шемурского месторождений (Принадлежат УГМК. – Прим. ред.). Речь идет о реках Тамшер, Ольховка и Шегультан. Сама компания, провозгласившая курс на открытость, реагировала на позицию экологов довольно нервно. Ее охрана даже отказалась пропустить на Тамшер делегацию сотрудников Росприроднадзора, заповедника и СМИ, а близкий к УГМК пиарщик Евгений Ющук попытался обвинить в загрязнении рек предприятия РУСАЛа. Жители Среднего Урала в свою очередь собрали подписи под обращением в Совет по правам человека, который попросил Генпрокуратуру и Минприроды принять меры. «На мой взгляд, в разгоревшемся скандале вокруг загрязнения рек на Северном Урале виновата сама УГМК, точнее, ее руководство и ее пресс-служба. Лично у меня создается впечатление, что собственники и топ-менеджеры предпочитают не общаться ни с представителями СМИ, ни с экологическими организациями, ни с жителями районов, в которых находятся их предприятия, словно стремясь спрятаться от них. В подобном положении дел УГМК правильнее было бы постараться выстроить конструктивный диалог с общественностью – его пока нет и в помине. Не понимаю, почему? Неужели так сложно сделать? Достаточно терпения, и все получится. Или неохота? Все может быть. Молчание УГМК лишь накаляет страсти. Ничего хорошего подобная политика не принесет, она лишь усугубит негативную ситуацию, которая рано или поздно больно ударит по самой УГМК. Не пора ли перестать «прятаться» и повернуться лицом к людям? Уверен, хуже не будет», – поделился мнением с корреспондентом «ФедералПресс» независимый эксперт Леонид Хазанов. В уходящем году Екатеринбург остался без международной выставки «ЭКСПО». Российская заявка во второй раз проиграла конкурс на право проведения выставки: «ЭКСПО-2025» пройдет в японской Осаке. Ранее Екатеринбург претендовал на «ЭКСПО-2020», но уступил Дубаю. Победа в конкурсе дала бы столице Урала многомиллиардное федеральное финансирование. На западной окраине города планировалось построить ЭКСПО-парк, кроме того, Екатеринбург получил бы долгожданную вторую ветку метро. Экономист Никита Кричевский заявил корреспонденту «ФедералПресс», что у Екатеринбурга не было никаких шансов на «ЭКСПО-2025»: «Они могли бы быть лет 10 назад, но в нынешней ситуации это было бы полностью исключено. Некоторые мероприятия – это повод для проведения переговоров и желание достигнуть каких-то договоренностей, и не более чем. Потому что сейчас Россия – это «эскалация», это «токсичная Россия» и постоянные обвинения во всех смертных грехах. Если сравнивать, это, конечно, не проведение «ЭКСПО» в Северной Корее, но нечто созвучное с проведением «ЭКСПО» на Украине. Если брать постсоветское пространство, больше шансов было бы у Белоруссии по сравнению со Свердловской областью». А для соседнего с Екатеринбургом Челябинска в этом году было принято стратегическое решение о проведении в столице Южного Урала летом 2020 года саммитов ШОС и БРИКС. Первый форум, который стал ознакомительным для глав регионов государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, состоялся в начале декабря. Его участники оценили положительно. Регион давно готовится к проведению саммита ШОС: строятся конгресс-холл «Таганай 2020», общественно-деловой центр на реке Миасс, будет построена набережная, новые дорожные развязки, гостиницы и три президентских поселка с таунхаусами. Преображение коснется и внешнего вида мегаполиса: убираются незаконные киоски, внедряется дизайн-код для вывесок и рекламных конструкций. Также в этом году премьер РФ Дмитрий Медведев подписал документы о строительстве Уральской высокоскоростной магистрали. ВСМ свяжет Челябинск и Екатеринбург. «Радует наличие на федеральном уровне консенсуса, что нужно делать ставку на новые крупные центры экономического роста помимо Москвы и Петербурга. Одно из таких возможных крупных объединений, которое должно сложиться, – это агломерация Екатеринбург – Челябинск. Дорога свяжет два центра, два аэропорта, Сысерть и Снежинск. Именно в этом временном промежутке лежат все агломерационные эффекты. Пассажиропоток важен, но не от продажи билетов, а от ускорения экономики двух наших регионов, от того, что мы превратимся в один город, мы создадим единый рынок, повысится конкуренция. На протяжении 30 лет это будет общий прирост ВРП наших регионов – более 500 миллиардов, такова расчетная цифра», – поделился мнением с «ФедералПресс» заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. «Заданный курс будет актуален». Что год грядущий нам готовит В уходящем году выборы на Урале не закончились – в 2019-м сразу в двух регионах УрФО изберут губернаторов. Так, главу региона предстоит избрать жителям Курганской области. Основным претендентом на кресло губернатора в настоящее время считается врио губернатора Вадим Шумков, однако сам он на момент публикации материала заявлений о своем выдвижении не делал. Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что это вопрос времени, а шансы Шумкова оценивают весьма высоко. «Своим появлением Вадим Шумков может удовлетворить запрос на обновление, который достаточно остро стоит в Курганской области. Он успешный представитель успешного соседнего региона. Главная трудность, что с его появлением все договоренности, которые были, например, с прежними губернаторами, фактически обнуляются. Элитная напряженность будет связана с новыми договоренностями, с установлением новых правил игры. Она может стать риском нового руководителя Зауралья. К тому же регион не самый сильный с точки зрения экономики. Все эти нюансы вне зависимости от деятельности врио губернатора и его личных качеств могут стать проблемой», – поделился мнением с «ФедералПресс» политолог Александр Белоусов. Также выборы губернатора в 2019 году пройдут в Челябинской области. Этот пост с 2014 года занимает бывший промышленник и бизнесмен Борис Дубровский. Он уже объявил о своем намерении баллотироваться, а в декабре вступил в ряды «Единой России». Кроме Бориса Дубровского о своих амбициях объявил бывший член региональной избирательной комиссии Александр Лебедев. Кроме того, идут разговоры о планах на участие в кампании лидера южноуральской «Справедливой России» Валерия Гартунга. Однако он не подтверждает эти слухи. Напомним, в прошлый раз он пытался пройти в руководство регионом. Более мелкие оппозиционные объединения также рассматривают варианты выдвижения своих кандидатов. «Решение Дубровского идти на второй срок означает желание продолжать тот курс, которым он идет, это преемственность тех решений, которые он озвучивал. Любая смена главы региона – это смена стиля управления, целей, стратегических задач, инструментов и так далее. Решение Дубровского означает, что заданный курс будет актуален на следующие пять лет», – прокомментировал ситуацию политолог Андрей Лавров. Один из «вызовов» 2019 года для Свердловской области – реализация амбициозного проекта «Большой Екатеринбург». Проект почти два десятилетия курирует нынешний глава города Александр Высокинский. Уже в новом качестве он пообещал, что проект «Большой Екатеринбург» будет реализован в виде «единого хозяйственного комплекса», а не единого муниципалитета. Речь идет о создании схемы территориального развития и перечня общих проектов. Каждый из городов-спутников, по мысли Высокинского, должен получить свою специфику: Арамиль станет логистическим центром агломерации, Верхняя Пышма – промышленным, Березовский сосредоточится на развитии малого и среднего бизнеса. В то же время остаются и сторонники формального присоединения пригородов к Екатеринбургу. В частности, идею единого муниципалитета отстаивает влиятельный сенатор Аркадий Чернецкий. Гендиректор Института экономики города Александр Пузанов считает вариант Высокинского более реалистичным. «Эффективное сотрудничество по разным проектам может быть в разных границах. Нужно создавать координирующие органы, которые согласуют принятие решений в разных муниципальных образованиях, и межмуниципальные организации, которые организуют предоставление социальных услуг во всей агломерации. Главный критерий эффективности агломерации – повышение уровня жизни на всей ее территории, не так, чтобы хороший показатель состоял из улучшения ситуации в Екатеринбурге и ухудшения в соседних муниципальных образованиях. Улучшения в разных сферах займут разное время. Ликвидировать очевидные барьеры, когда ты не можешь устроить ребенка в детский сад в соседнем муниципалитете, можно достаточно быстро, а системных эффектов, связанных с координацией развития транспортной и инженерной инфраструктуры, можно ожидать не ранее чем через 3–5 лет», – поделился он мнением с корреспондентом «ФедералПресс». Фото: ФедералПресс/Екатерина Лазарева, Евгений Поторочин, Александр Алпаткин