Сверхпроводящий графен, денисовско-неандертальские браки, борьба за признание женщин-ученых и открытый доступ к научным знаниям

Юань Цао и сверхпроводимость графена Молодой ученый из Массачусетского технологического университета, с точки зрения редакции Nature, «открыл новую область физики», когда показал, как графен — однослойный материал из атомов углерода — может быть сверхпроводником. Конструкция из двух слоев графена, сложенных друг относительно друга под определенным углом, приобрела одновременно свойства изолятора и проводника, между которыми можно переключаться. Открытие может однажды привести к более эффективному использованию и транспортировке энергии. Вивиан Слон и история человечества Палеогенетик Вивиан Слон возглавляла исследовательскую команду, сделавшую одно из самых громких открытий 2018 года. Она и ее коллеги, представляющие в том числе и Россию, секвенировали ДНК из 90000-летней кости и обнаружили, что она принадлежала потомку неандертальской матери и отца-денисовца. Авторы работы извлекли ДНК из кости, известной как денисовская-11. Она принадлежала девочке 13 лет, которую ученые нарекли Дэнни. Геном девочки на 42,4 процента совпал с геномом денисовца, а еще на 38,6 процента — с геномом неандертальца. Находка стала первым свидетельством скрещивания этих двух разных видов Homo в древности. Читайте также: Диадемы, карандаши и следы кремации. Какие еще древние артефакты денисовского человека — и не только — новосибирские археологи нашли в этом году Цзянькуй Хэ и генно-модифицированные дети То, что китайский ученый Цзянькуй Хэ смог прорваться в список Nature, с одной стороны, ожидаемо — но с другой наоборот, несколько удивительно. Китайский ученый заставил весь мир яростно спорить об этических аспектах редактирования генома эмбрионов человека, когда сделал сенсационное заявление о рождении двойняшек, в геном которых он вмешался при помощи системы CRISPR/Cas, якобы сделав их невосприимчивых к ВИЧ. Рождение первых «дизайнерских» детей несомненно, знаменует крупнейшую веху в истории научно-технологического прогресса человечества. С другой стороны, эксперимент Хэ научное сообщество практически единодушно осудило: так, другой авторитетный журнал, Science, готовясь подводить итоги уходящего года, убрало Хэ из списка отличившихся ученых — поскольку его поступок редакция оценивает как однозначно отрицательный. Читайте также: Китайское правительство уже потребовало остановить эксперименты Хэ, а западные журналисты успели выяснить, что и предыдущую работу ученого не приняли к публикации, сочтя ее неэтичной и технически несовершенной. Энтони Браун и карта Млечного Пути Имя руководителя проекта, работающего с данными космического аппарата Gaia, стало широко известно в апреле, когда команда выложила в открытый доступ каталог объемом 551 гигабайт с подробным описанием позиций и движения более 1,3 миллиарда звезд. В команду Энтони Брауна входит более 400 исследователей, которые занимаются обработкой огромных массивов данных этой миссии Европейского космического агентства. Aladin sky atlas ESA Барбара Рэй-Вентер и разгадка «убийцы золотого штата» Еще один проект, связанный с большими данными, но совсем в другой области. Работа генетика Барбары Рэй-Вентер — жены легендарного Крейга Вентера — помогла найти серийного убийцу, державшего в страхе Калифорнию в 1970-х и 1980-х годах. Она загрузила ДНК-профиль, собранный с улик с мест преступлений, в базу данных GEDmatch. Эта не слишком большая база, в отличие от многих других, не запрещает работу с ней правоохранительным органам. Поиск по базе позволил быстро найти нескольких родственников преступника, после чего работа с генеалогическим деревом привела к решению. «Убийцей золотого штата» оказался бывший полицейский Джозеф Диэнджело. Громкий арест преступника привел к изменениям в представлениях сообщества о допустимости использования персональных генетических данных для подобных задач. Читайте также: Прозрачный новый мир. ДНК-генеалогия против семейных тайн, убийств и расовой дискриминации Макото Есикава и исследования астероидов Есикава стал героем этой десятки благодаря успехам миссии «Хаябуса-2», которую он возглавляет. В сентябре автоматическая межпланетная станция (JAXA) совершила первую в истории успешную посадку модулей на поверхность астероида и передала снимки с него, а в октябре модули станции взяли пробы грунта и передали данные на Землю. Читайте также: Кроме «Хаябусы», в этом году к своей цели добралась еще одна «астероидная» миссия — OSIRIS-REx. Она тоже собирается забрать с астероида пробы и вернуть их на Землю Валери Массон-Дельмотт и противодействие глобальному потеплению В октябре был опубликован доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата, и климатолог Валери Массон-Дельмотт играла одну из ведущих ролей в работе над ним. Основной тезис доклада состоит в том, что уже к 2030 году средняя температура Земли может стать на 1,5 градуса выше, чем была в середине XIX века — а это может вызвать целую цепочку негативных последствий для человечества: наводнения, ураганы, подъем уровня Мирового океана. Мировое сообщество пока не может договориться о том, как именно избежать грядущего апокалипсиса — возможно, эта задача еще ждет своего героя. Йо Би Инь и борьба с пластиковым загрязнением Министр энергетики, науки, технологии, окружающей среды и изменения климата Малайзии с момента вступления в должность в июле уже сделала несколько смелых шагов в защите окружающей среды. В том числе ей удалось установить запрет на импорт пластиковых отходов в Малайзию и подготовить правовую базу для полной ликвидации одноразового пластика в стране к 2030 году. Читайте также: Человечество уже больше полувека живет в пластмассовом мире. Чем это обернулось для окружающей среды? Джесс Уэйд и роль женщин в науке Ученого-физика Джесс Уэйд редакторы Nature отметили за ее вклад в освещение роли женщин в науке. За год она написала несколько сотен статей для Википедии о женщинах-ученых, а в какой-то момент собрала группу последователей, занявшихся тем же. Свою цель Уэйд видит в борьбе с гендерными стереотипами в науке, за год она несколько раз выступала против сексистских высказываний в академической среде. Читайте также: Революционерки, студентки, профессорки. Как борьба женщин за равноправие привела к возникновению отдельной академической дисциплины Роберт-Ян Смитс и открытый доступ к научным знаниям По инициативе эмиссара Еврокомиссии Смитса в этом году начал внедряться в жизнь Plan S, предполагающий переход к модели открытого доступа к научным публикациям. Группа под его руководством разработала десять принципов этого перехода. 16 организаций из 12 стран, финансирующих научные исследования, уже согласились внедрять план и переходить к новой модели; они выступили с требованием сделать открытым доступ к результатам всех исследований, которые они поддерживают, уже к 2020 году.

Сверхпроводящий графен, денисовско-неандертальские браки, борьба за признание женщин-ученых и открытый доступ к научным знаниям