​В городе детства петь нелегко

Хотя Аида Гарифуллина – далеко не дебютанка, но в Казани с сольным концертом она выступила впервые. Культурный обозреватель «Казанского репортера» оказался свидетелем этого исторического события. Переаншлаг в этот вечер был ожидаем. Но то, что происходило в Государственном большом концертном зале имени Салиха Сайдашева, – превзошло даже самые фантастические прогнозы. Возбуждённые предстоящей встречей с прославленной землячкой зрители заняли не то что все места – стационарные и выставленные дополнительно, но и все проходы, готовые на ногах продержаться оба объявленных афишей отделения. Что, впрочем, неудивительно, ведь голос Аиды Гарифуллиной гораздо чаще звучал за пределами России, чем на родине. Ей рукоплескали Вена и Париж, Лондон и Верона, Барселона и Берлин, но в Казани это её первое сольное выступление. – Я давно мечтал об этом концерте, – пояснил художественный руководитель и дирижер Государственного симфонического оркестра РТ, народный артист России Александр Сладковский. – И вот на исходе 2018 года мы совершенно дивно совпали. – Честно говоря, волнуюсь даже больше, чем перед моим дебютом на парижской сцене, – призналась оперная дива. – Мне так хочется доставить публике радость, удовольствие, чтобы публика не разочаровалась в своих ожиданиях. Так они долго меня ждали… Отменный вкус и эмоциональная сдержанность, о которых в один голос говорят все музыкальные критики мира, не изменили Аиде и на этот раз. Программа концерта была выстроена с удивительным драматизмом и психологией знания аудитории. Чередуясь с оркестром, как всегда безупречно исполнявшим отечественную и зарубежную оперную и балетную классику, Гарифуллина продемонстрировала все грани своего таланта. – Испытание первым сольным концертом в родном городе равно победе на самом престижном международном конкурсе, – завершил вступительное слово Юлиан Макаров. Едва смолкли аплодисменты, взорвавшиеся после этих слов ведущего, над залом поплыли звуки увертюры к опере «Вильгельм Телль» Джакомо Россини. Эта наиболее известная оркестровая музыка из всей, что включается в программы симфонических концертов, и задала тон всему вечеру – сквозь грусть дождевых капель, создаваемых флейтой-пикколо, проступает швейцарская мелодия, вырастающая затем в стремительный галоп, наполненный неизбывной страстью к жизни. Именно так и развивался концерт – от полного романтических надежд вальса Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, через молитву Нормы из одноимённого произведения Винченцо Беллини, в которой спрятано душевное смятение и борьба между сердечной привязанностью и долгом, сцену таяния из оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова и самопожертвование, так чувственно выраженную в арии Русалки из оперы Антонина Дворжака, к спасительному яду в руке Джульетты, неистово жаждущей любви и счастья. Хорошо усвоившая уроки сценического искусства, Аида Гарифуллина сыграла этот спектакль на пределе нерва. И оркестр ей в этом чрезвычайно помог, выступив достойным драматическим партнёром. Выбрав самые яркие, самые волнующие, самые многозначные произведения, маэстро Сладковский фактически придал объёмность, выпуклость разыгрывавшемуся на сцене действию. Без половецких плясок из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, без вальса из балета «Спящая красавица» Петра Чайковского, без увертюры к опере «Норма» Винченцо Беллини не состоялось бы развития образа, не появилось бы множества дополнительных сюжетных ходов, не заиграли бы краски, наполнившие зал особой музыкальной атмосферой. – К этому концерту мы готовились очень серьёзно, – уточнила Ляйля Гарифуллина, директор Центра современной музыки Софии Губайдулиной, российский менеджер певицы и её мама. – Выступать перед теми, кто тебя знает, кто поверил в тебя и дал возможность творчески расти – всегда нелегко. И потому до последнего не могли утвердить окончательный вариант программы. Творческий путь нынешней мировой звезды начался очень рано – в три года она уже начала петь, а в пять лет самостоятельно разучила арию служанки Барбарины «Уронила, потеряла!..» из «Свадьбы Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта. В 2005 году семнадцатилетняя Аида, получив грант мэра Казани на обучение в Германии, поступила в Высшую школу музыки в Нюрнберге в класс академического вокала профессора и ректора этой школы, тенора Зигфрида Ерузалема. Затем продолжила обучение вокальному мастерству в Венском Университете музыки и исполнительского искусства в классе профессора Клаудии Виска. Стала обладателем Первой премии международного конкурса оперных певцов Пласидо Доминго «Опералия-2013». Получила место солистки Wiener Staatsoper. И всё же, несмотря на своё двойное гражданство, постоянно подчёркивала, что она татарка. – Я люблю Казань, это мой родной город, – улыбнулась Аида Гарифуллина. – Она всегда останется моей родиной, моей самой прекрасной точкой на планете. Разве может быть иначе? Здесь же мои родители, мои корни, мой язык. Быть может, именно поэтому непременный компонент второй части концерта, где звучат романсы и песни, – произведение на татарском языке. В казанском варианте концерта – это «Ышанам» Рустема Яхина, а в московском, состоявшемся через пару дней после казанского – татарская народная песня «Аллюки». Вместе с серенадой Петра Чайковского «О дитя, под окошком твоим», «Элегией» Жоржа Массне и «Рассветом» Руджеро Леонкавалло они давно и прочно вошли в репертуар Аиды Гарифуллиной. Её национальные пристрастия нашли своих поклонников и за пределами не только Татарстана, но и России. Когда на легендарной британской студии Decca Classics готовился сольный диск Гарифуллиной, то певицу попросили включить в него и «Аллюки». Восторженная казанская публика не спешила отпускать свою прославленную землячку. Овации не смолкали даже тогда, когда Юлиан Макаров напомнил Аиде о скором вылете в Москву – до самолёта оставалось совсем чуть-чуть. Но и прима не спешила покидать сцену. Она принародно передала часть своего гонорара детскому дому. – Нужно, чтобы как можно больше детей на этой земле испытали счастье, были окружены любовью и были здоровы, – чуть запинаясь от волнения говорила Аида. – Я буду очень рада, если небольшая помощь с моей стороны окажет большую помощь этим детям. Давайте будем помогать все вместе. Другая часть гонорара досталась фонду имени Анжелы Вавиловой для детского хосписа. Это далеко не первое её пожертвование этой благотворительной организации. – Это человек с таким большим сердцем, – только и смог сказать директор фонда Владимир Вавилов, которого переполняли чувства. А потом Аида вышла в фойе, чтобы дать возможность каждому сфотографироваться с ней. – Это был незабываемый концерт! – сказала она на прощанье. – Очень душевный и трогательный! Спасибо оркестру за волшебное звучание под руководством маэстро! Всего две репетиции, а кажется, что мы всю жизнь выступаем вместе с этим концертом! Наверное, это и впрямь волшебство, которое мастер Александр Сладковский мог подарить под Новый год своим преданным слушателям. Таким было и завершающее выступление Государственного симфонического оркестра на казанской сцене в 2018 году. Впереди у симфоников гастроли в китайском городе Нанкин. Три последних вечера уходящего года там будут звучать произведения Петра Чайковского – Итальянское каприччио, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Славянский марш, Симфония №4 и музыка из балета «Щелкунчик» – и Иоганна Штрауса – вальс «Сказки Венского леса», увертюра к оперетте «Летучая мышь», полька «На охоте» и Испанский марш. Запланирована и прямая трансляция из концертного зала Jiangsu Center for the Performing Arts на государственном телевидении провинции Цзянсу. Ну а певицу ждёт дебют в Нью-Йорке, в Metropolitan Opera, где 30 января Аида исполнит партию Церлины в опере «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта, где её так и не сможет соблазнить Дон Жуан в исполнении прославленного британского баритона Саймона Кинлисайда. Зиновий Бельцев.

​В городе детства петь нелегко
© Казанский репортер