Войти в почту

«Скоро начнётся ожесточённая битва»: производители продуктов для веганов — о своем рынке

«Тенденция роста вегетарианцев в мире неумолима. Может быть, уже через 100 лет ни один человек больше не будет есть мяса.» Гельмут, бывший генеральный директор компании «Нестле» Веганство и вегетарианство в России: новые условия для бизнеса Мировая экономика и экологическая ситуация диктуют бизнесу новые условия. Так, в ритейле и пищевой промышленности прослеживается тренд на веганизацию, что показывает опыт европейский стран и США. Один из примеров — Билл Гейтс, который инвестирует деньги в разные технологические проекты, связанные с едой будущего. На российском же рынке работают малые и средние компании, а крупных игроков нет совсем. В разговоре с Rusbase опрошенные производители оценивают рынок в 80-100 миллионов рублей и отмечают, что ежегодно он растёт на 30%. Рост происходит как из-за расширения производства, так и из-за появления новых компаний на рынке. Генеральный директор VolkoMolko, Александра Левкова считает, что спрос на этичную продукцию растёт во всём мире, в том числе и в России. По её словам, в Европе в этом направлении развитие происходит немного раньше. Также мы стали больше обращать внимание на экологию и беречь природу, думая о выбросах, раздельном сборе мусора, животных и экосистеме. Это общие тенденции мирового общества, говорит Александра, поэтому всё больше производителей и заведений начинают предлагать востребованные обществом товары и сервисы. Согласно докладу аналитической фирмы Mintel, каждый десятый новый продукт, выпускаемый в Германии, имеет этикетку «подходит для веганов». Самоё сложное в таком бизнесе в России — найти сырье, которое можно на начальном этапе покупать небольшими объёмами, говорит Александра. Сказывается отсутствие финансовых ресурсов и опыта: Александра Левкова Генеральный директор VolkoMolko Мы хотели сразу сделать хороший и качественный продукт, поэтому такие продукты, как кокосовое масло, крахмалы или дрожжевые экстракты, приходилось долго искать. Технология производства такая же, как и при создании обычных сыров. Но есть свои тонкости Сейчас веганство — быстроразвивающийся тренд. Поэтому большое количество новых производителей рождается каждый месяц и предлагает вкусный, качественный, этичный продукт. Современное оборудование и российские технологии пищепрома Рынок этичных продуктов в России только начинает своё развитие. Поэтому конкуренция здесь небольшая, но очень жёсткая, особенно в том, чтобы предоставить потребителям продукты, которые они хотят покупать и которых ещё нет на российском рынке. Одна из самых острых проблем — качественное и современное оборудование, которое влияет как на вкус продукта, так и на его стоимость. Veganz — первый супермаркет для веганов в Берлине. Фото: veganz.de Тем не менее, при правильно подходе к рынку заработать на новом тренде можно: Александра Левкова Генеральный директор VolkoMolko Есть технологии производства тофу, технологии производства постных колбас, имитационных сыров и так далее. Рынок развивающийся, поэтому при правильной постановке бизнеса заработать можно. Все зависит от каждого отдельного человека и его бизнеса. Иван Иванов, директор Primal начал свой бизнес ещё в 2014 году, когда веганских магазинов и кафе было не так много, а ассортимент оставлял желать лучшего. Дешёвого растительного молока тогда не было, поэтому они решили делать его сами. Самым сложным был транспортный вопрос и отсутствие нормального оборудования, сейчас самое трудное — найти хорошего недорого и стабильного поставщика сырья. На полках веганских и вегетарианских магазинов уже можно встретить сыры различных вкусов и сортов. В основном это импортные производители, такие как VioLife. Растительный сыр местного производства есть в продаже, он дешевле по стоимости, но не так разнообразен в ассортименте, как товары из Европы. Ассортимент веганских сыров в Veganz. Фото: veganz.de Ассортимент веганских сыров в российском магазине «Веганика». Фото: «Веганика» Иван Иванов Директор Primal Мы тоже работаем над растительным сыром, он появится в продаже в течение пары месяцев. Кроме нас над этим вопросом работает масса ребят, все хотят занять этот пьедестал. Рынок очень узкий, я думаю в ближайшее время начнётся ожесточённая битва, мы все все не влезем Однако многие люди боятся даже пробовать такие продукты из-за негативного мнения вокруг сои и ГМО, так как соя получила негативный окрас в глазах миллионов наших соотечественников в связи с тем, что её используют при производстве традиционных мясных продуктов, говорит Иван. Что касается вкуса и качества продукта, то в действительности многое решает техника. По словам Ивана, в России с пищевыми технологиями всё очень плохо: Иван Иванов Директор Primal Простейшее по своему устройству оборудование, которое мы используем — привезено из Китая. Примитивная мельница — из Китая. Этикетировщик — из Китая. У нас на производстве только одна единица техники сделана в России (надо признать, очень качественно). Но узкоспециальное оборудование российского производства практически отсутствует. Не знаю, сможем ли мы когда нибудь преодолеть этот технологический кризис. Тем не менее, я часто вижу новости о том, что появляются ребята, которые пробуют себя в качестве производителя новых веганских продуктов. Мне пока ещё сложно сделать вывод о том, насколько успешно это получается и насколько стабильны эти стартапы. Почему веганская еда — это дорого Но не только технологии решают будущее продукта. Одно из самых важных навыков на новом рынке — умение продавать, считает управляющая магазина «Веганика» Анна Зайцева. В 2011 году она и несколько друзей обсуждали, как неудобно покупать еду вегетарианцу. Колбасу можно было купить только в одном универсаме, соевых йогуртов в городе не было, а часть продуктов покупалась на рынке. Чтобы закупиться едой на неделю, рассказала Анна, нужно было объехать минимум пять-шесть магазинов. Неожиданно заданный вопрос «А почему бы не открыть самим такой магазин?» на поверку оказался не таким уж нереальным — так и появилась идея создания собственного магазина. Анна Зайцева Управляющий магазина «Веганика» В нашем случае продукт – это третий цикл, он вырастает из умения продавать – сначала в своём магазине, потом в оптовом сегменте. Мы привыкли, что печенье стоит пять рублей за два килограмма. Но в таком печенье вода, мука, жир и сахар – копеечные. А если ты приносишь в торговую сеть печенье из фиников, кокоса и дроблёного миндаля – оно попадает в ту же группу «Печенье». И ты вынужден к товарному комитету подготовить трактат, почему миндаль дороже кондитерского жира, а финик дороже сахара. Развивать бизнес быстро невозможно, а малый бизнес упирается в стеклянный потолок кредитования в 2-3 миллиона рублей, поэтому развитие замедляется, говорит Анна. Большое количество интересных в нише товаров производится буквально «на коленке», в небольших цехах и кухнях. При этом, сам продукт качественный, вкусный и хорошо хранится. Однако не всем производителям удаётся зарегистрировать ИП или ООО, собрать все регламенты, написать ТУ, получить декларацию на свой продукт и возможность продавать его в магазинах и сетях. Наша российская бухгалтерия, отчётность и сертификация пугает людей, потенциально способных стать хорошим малым бизнесом со своим преданным потребителем. Недостаёт и общепринятых правил маркировки продукции знаками «БИО», «ЭКО», «без ГМО». Наверняка все видят на полках эти значки на продуктах. Однако, нет таких регламентов, которые говорят что означают эти маркировки, а пишется это просто на усмотрение производителя, говорит управляющий «Веганики». Тоже самое со знаком «Без ГМО». Написать можно, но кто и как проверяет это? Регламентированной процедуры-гаранта не существует. По сути, это все превращается в чистый маркетинг, без всяких оснований. Но это не единственная проблема: Анна Зайцева Управляющий магазина «Веганика» Поскольку мы продаём не только через свой магазин, но и выступаем оператором в работе с торговыми сетями, то встречаемся со всеми коммерческими рисками. Возвраты непроданного товара, неплатежи, банкротство и закрытие магазинов с долгами – это касается и нас. Например, были большие планы на совместную деятельность с K-Ruoka, куда мы поставляли широкую матрицу. Однако сеть ушла с рынка, а вместе с ней и ушли все вложенные в рекламные акции средства, не успев даже окупиться. Худший пример с обанкротившимися сетями — Гирлянда, Едоша, Ферма и другие, где не были оплачены поставки за несколько месяцев. Все это отражается на финансовых возможностях, когда вместо продвижения приходится латать дыры. Веганская колбаса и почему нет инвестора Рынок очевидно растёт. В среднем, новые продукты и товарные группы появляются раз в несколько месяцев. У некоторых короткий цикл жизни – около года. Например, так было с модой на зелёный кофе. У других – длинный и все ещё растущий. Например, хумус стал набирать обороты в 2010-2012 годах, сейчас, в 2017, появляются новые импортёры и производители, а сам продукт есть уже в федеральных сетях. Однако даже на популярные товары большой наценки не сделаешь, так как покупатель этичных продуктов в среднем более молодой, а значит – ещё не имеющий больших заработков, рассказала Анна. Поэтому, нужно держать широкую матрицу товаров, поскольку правило Парето на рынке ещё не работает, а в магазине нет топ-20 товаров, дающих 80% прибыли. Есть 1000 товаров, каждый из которых что-то приносит. Конкуренция жёсткая не только у производителей, но и у продавцов — магазины не стесняются писать сплетни в соцсетях друг о друге, а производители не всегда работают в тандеме с дистрибьюторами. Как рассказала Анна Зайцева, в их практике уже есть ряд случаев, когда они ставят товар в торговые сети, а производитель спустя некоторое время делает прямое предложение и встаёт на уже подготовленную почву. Что касается разницы между нашим и зарубежным рынком – то у нас есть свои преимущества: Нам тоже есть чем удивить других – например, вегетарианских копчёных колбас нет ни в Германии, ни в Финляндии. Копчёная колбаса в магазине «Веганика». Фото: «Веганика» С технологической точки зрения мы также отстали на многие годы. В пищевом производстве иностранные марки предпочтительнее: они надёжнее, экономичнее, у них шире функционал, лучше уровень энергопотребления. Все это сложно переиграть нашим производителям. Помогут ли таким проектам инвестиции, сказать никто не может, в частности потому, что рынок держится на энтузиастах: Анна Зайцева Управляющий магазина «Веганика» Мы ROI гарантированно не можем просчитать, это надёжности не добавляет. Тут тонкий момент – энтузиастов очень много, по-своему это хорошо. Но финансово грамотных людей, способных просчитать вложения, окупаемость и выход – единицы. А инвестору необходима профессиональная команда. В этой же нише команды часто эмоциональные и энергичные, но мало кто обладает компетенциями в продажах, маркетинге, финансах на уровне, достаточном для приведения стартапа к запланированному финансовому результату. Но все возможности роста остались. Кризис, как обычно, вычистит тех, кто не умеет считать, ленится или боится пробовать новое. Материалы по теме: Я веган и часто путешествую – это помогает мне лучше вести переговоры 22 простых способа вести более здоровый образ жизни С кружкой чая или стаканом виски — каким должен быть настоящий предприниматель? Стартап получил $120 млн на создание соковыжималки, но у нее есть большой недостаток «Фриганы» - субкультура помойки

«Скоро начнётся ожесточённая битва»: производители продуктов для веганов — о своем рынке
© RB.ru