Войти в почту

В России появится второй Транссиб

Строительство новой железнодорожной ветки — от Атлантики до Тихого океана - создаст мультипликативный эффект в экономике, уверены в Минэкономразвития. При окончательной огранке пространственного развития страны ведомство планирует использовать советский опыт ускоренной индустриализации и электрификации. Такой симбиоз положительных практик прошлого и устремлённых в будущее новейших технологий позволит повысить темпы экономического роста России до выше среднемировых. Связующим звеном между проектной группой из РАН, РЖД и регионами при экспертной оценке инновационных решений может стать Совет Федерации. Большие проекты, серьёзные перспективы О создании высокоскоростной магистрали, идущей параллельно Транссибу, впервые заговорили ещё лет 20 назад. Предполагалось, что она свяжет Санкт-Петербург и Магадан, но не задалось, и проект отложили до лучших времён. Сегодня российский экономист, академик Александр Некипелов сказал, что такие времена настали. Новостью учёный поделился с главами региональных заксобраний — членами Совета законодателей Федерального Собрания, собравшихся на площадке РАН для обсуждения стратегии пространственного развития страны. Российская академия наук совместно с РЖД сегодня разрабатывают проект строительства современной скоростной железнодорожной магистрали и линии оптоволоконной связи, соединяющих Тихий океан и Атлантику. «Уже определена стоимость проекта и его эффективность, — уточнил академик. — Сегодня прорабатываются детали реализации плана, в который включены все социально-экономические моменты». Необходимость создания такой масштабной инфраструктуры объясняется амбициозными задачами, поставленными Президентом России по вхождению России к 2024 году в пятёрку ведущих экономических держав. Пропускная способность Транссиба в динамичных условиях предполагаемого в ближайшую шестилетку экономического рывка будет выглядеть не так презентабельно, как в позапрошлом веке, когда он был построен. Новая же трансконтинентальная магистраль, проложенная в 100 километрах севернее существующей, обеспечит условия для развития северных территорий и поможет полноценно реализовать транзитный потенциал страны. При этом новый импульс получат не только российская, но и мировая транспортная система, так как в разы сократятся затраты на перевозки и сроки доставки грузов между Западной Европой, Дальним Востоком, Юго-Восточной Азией и Америкой. Судя по реакции законодателей, с большой долей вероятности можно сказать, что строительство нового Транссиба станет одним из ключевых элементов стратегии пространственного развития нашего государства в ближайшее время. Глава Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко предложил Российской академии наук передать все имеющиеся «прорывные материалы» в палату регионов с тем, чтобы сенаторы направили их в заксобрания субъектов Федерации для скорейшей оценки эффективности научных и практических наработок. И никаких препятствующих этому предложению факторов в ходе дальнейшего обсуждения проекта выявлено не было. Советский опыт и новые технологии Александр Некипелов не исключает, что масштабный проект станет некой стержневой идеей будущего пространственного развития страны, чего, по его мнению, не хватает в текущем варианте стратегии. И это при том, что за последние полгода благодаря стараниям сенаторов и депутатов Госдумы проект важного документа уже претерпел радикальные изменения и, по сути, идеологически стал более приближен к реалиям, чем в марте, когда Министерство экономического развития презентовало его первый вариант. По словам Олега Мельниченко изначально стратегия делала упор на тотальную урбанизацию страны путём создания 20 крупных агломераций, что могло привести к тому, что с остальных территорий люди будут просто уезжать. Сенаторы с такой идеей в корне не согласились, и с тех пор документ переработали. Теперешний вариант учитывает уже не только развитие сельских поселений и малых городов с численностью населения менее 500 тысяч, но и социально-экономическую динамику северных территорий и Дальнего Востока. В целом, если судить по источникам вдохновения Минэкономразвития, «новый Транссиб» вполне укладывается в логику ведомственных задумок. Ведь основной толчок в своём развитии магистраль получила в советское время, стратегия пространственного развития также пропитана положительными практиками времен СССР. Ведь именно они позволили молодому советскому государству за короткий срок превратиться в ведущую индустриально развитую державу, напомнил законодателям замминистра экономического развития Вадим Живулин, так почему бы их не использовать сейчас? Таким образом, текущий этап разработки стратегии можно охарактеризовать, как повторение пройденного материала и создание на его основе чего-то нового, грандиозного. Окончательный же вариант документа будет принят только после одобрения общей стратегии социально-экономического развития России до 2035 года, которая пока не утверждена. После этого кабмину отводится полгода на создание детализированного плана реализации стратегии. И вот на этом этапе, спрогнозировал Мельниченко, предстоит жаркая и плодотворная дискуссия, в которой депутаты Госдумы и сенаторы проявят все свои способности отстаивать интересы территорий, которые они представляют.

В России появится второй Транссиб
© Парламентская газета