Войти в почту

"Нужно менять менталитет": Масленников поддержал мнение Путина о "жуликах в бизнесе"

Вопрос развития малого бизнеса давно ставится в России – в его поддержку создано большое количество разных общественных структур, но ощутимого результата мы на сегодняшний день не достигли, что видно и по современному облику данного явления. Бизнес является специфической темой для России Сегодня президент РФ Владимир Путин заявил, что бизнес в России еще вчера считался способом обмана людей. Кроме того, российский лидер призвал молодых предпринимателей заниматься полезными для страны проектами, а не просто «заколачивать бабло». По мнению президента, еще 15-20 лет назад бизнес вызывал у подавляющей части общества только негативные ассоциации, поэтому текущим российским предпринимателям необходимо изменить этот общественный настрой и поменять восприятие бизнеса в России. На самом деле, это важный для России экономический проект, поскольку если взять самую коммерчески успешную страну, т.е. США, то там на сегодняшний день половину ВВП производят малые предприятия, которые создают как прибавочный продукт, так и осуществляют технологический прогресс. В то же время, надо понимать, что стартовые условия у России и Соединенных Штатов совершенно разные. Это связано с культурными моментами, с общей структурой экономики и местом в мире – например, девяностые годы должны были нас отучить от мысли, что нужно все делать как на Западе и что западные принципы обязательно сработают и в нашей стране. Бизнес в России сформировался в жестких условиях Другой вопрос, что энергию многих людей, которые своим трудом и желанием идти на риск хотят заработать и что-то сделать, нужно направить в правильное русло, хотя все равно есть вопросы, как это может эффективно функционировать в условиях нашего народного хозяйства. Заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В.Плеханова Валерий Масленников в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что критика бизнеса в России связана с хорошо нам известными историческими обстоятельствами. Данный феномен возник в России в массовом порядке после того, как при Борисе Ельцине в начале 1992 года вышел указ о свободе торговли, после чего во всех российских городах образовались стихийные толкучки, где граждане пытались продать друг другу всевозможные вещи. Вместе с этим, в переживающей жесткий кризис стране появились челноки, ларьки и прочие атрибуты дикого капитализма. «Здесь нужно для начала понять, чем занимается малый бизнес и почему данное явление в России все хают и ругают. Во многом это из-за того, что бизнес сформировался в жестких условиях, когда в начале девяностых людей просто выкинули на улицу», - заключает Масленников. России нужно менять общественный менталитет Как замечает эксперт, первые российские предприниматели «выживали» любыми способами, поэтому здесь действует большой культурный момент, поскольку общественная психология не меняется так быстро, как этого иногда хочется нам и нашей власти. «Менталитет и сознание – это как ДНК, передается от поколения к поколению, и если отец этим занимался, будучи вообще-то инженером, то дети же видели это и также получили данный набор повадок. И это чрезвычайно важно», - констатирует Масленников. Второй важный момент заключается в том, а может ли малый бизнес в России быть производствонаправленным и давать не просто прибыль его участникам, а какой-то действительно позитивный эффект для стратегических отраслей отечественной экономики. «Здесь нужно понимать, что современная экономика разделена между крупными структурами, поэтому в данной системе координат все уже поделено, причем это касается не только России, но и всех других государств. В силу этого, в развитых странах малый бизнес существует на подряде у крупного и выполняет для него вполне определенные, но важные работы», - резюмирует Масленников. России нужен принципиально другой малый бизнес, чем сегодня По словам Валерия Владимировича, это выгодно крупному бизнесу в развитых странах, поскольку это снижает часть расходов, которые связаны с неэффективной деятельностью. Просто что-то выполнять оптимальней в рамках малых, а не крупных компаний. «В России же все это не работает – наш крупный бизнес ничего не передает, а все попытки ввести малый бизнес в госзаказ не привели к результату. Это стало причиной того, что крупные структуры просто «отпочковались», в результате чего, здесь не случилось создания какой-то новой ценности. Это вторая магистральная проблема для российского малого бизнеса», - заключает Масленников. Например, глава ОСК Алексей Рахманов заметил, что практика госзаказа привела к задействованию малых предприятий в производстве судов, и это стало причиной того, что строительство ряда направлений военных кораблей значительно проседает по срокам. «Просто у нас создался не тот малый бизнес, который может самостоятельно работать. Это, как правило, дочки, внучки, племянники, дети, и в этом заключается главная проблема. Ведь, чтобы малый бизнес был частью крупных производственных цепочек, необходимо, чтобы у него была соответствующая материальная база, которой на сегодня, естественно, нет», - констатирует Масленников. Достаточно посмотреть на тяжелые условия предоставления банковских кредитов и вообще отсутствие мотивации у предпринимателей делать какой-то нужный государству продукт. Поэтому здесь заложено большое количество вопросов и проблем. Соответственно, чтобы малый бизнес заработал, нужно изменить и структуру российской экономики.

"Нужно менять менталитет": Масленников поддержал мнение Путина о "жуликах в бизнесе"
© ФБА "Экономика сегодня"