«Мечтаю стать чемпионом по лжи»: журналист, который обманул весь мир
Я хотел честно работать в качестве культурного редактора, но для меня там не было места. Я ходил на пресс-конференции, но никто не давал мне интервью. Я предлагал критику и обзоры событий, но они всегда говорили мне, что «это уже освещают наши редакторы». Поэтому я изменил метод… Методика заключалась в обращении к небольшим провинциальным газетам. Они платили немного, но купили все. Это слова итальянского журналиста Томмазо Дебенедетти, который прославился распространением ложных новостей. В разное время он сообщал о смерти папы Римского Бенедикта XVI, президента Сирии Башара Асада, лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич. Очередным фейком стала информация о кончине известного французского кинорежиссера Жан-Люка Годара. Новость о смерти 88-летнего кинематографиста Дебенедетти написал с созданного в Twitter им аккаунта швейцарского министра. Внук писателя В одном из интервью Дебенедетти рассказал, что родился в 1969 году в Риме в известной итальянской семье. Его дедушка — Джакомо Дебенедетти — писатель, эссеист и журналист, известный своими репортажами о евреях, живущих в Италии во время Второй мировой войны. Мой дедушка Джакомо всегда был для меня образцом, он был моим великим литературным ориентиром. Мне бы хотелось быть похожим на него. Возможно, это был фрейдистский способ избежать сравнения. Но это был также единственный способ сделать это как публицист. Отец — Антонио Дебенедетти — писатель, поэт и литературный критик. По словам Томмазо, он поссорился и не общается с ним «по семейным обстоятельствам». Несмотря на известность своей семьи, Дебенедетти не пошел по их стопам. Он преподает итальянский язык и историю в Государственном институте столицы. Томмазо женат, имеет двоих детей. Он изучал итальянскую литературу и историю, а затем начал работать внештатным журналистом. «У меня есть лицензия на публикацию (пресс-сотрудник) с 1998 года. Я не могу получить лицензию журналиста, потому что в Италии нужно два года подряд работать в газете. В 1994 году я начал писать рецензии и интервью с итальянскими писателями». Первый фейк Сначала все интервью были абсолютно реальными. Дебенедетти записывал их по телефону, а также лично. Затем кое-что произошло: вдруг я понял, что что-то дурно пахнет в итальянской прессе… Информация в этой стране основана на фальсификации. Все просачивается, пока это благоприятно для редакционной линии, в то время как тот, кто говорит, является одним из своих. Я просто одолжил эту игру, чтобы я мог публиковаться и играть в нее до конца, чтобы осудить такое положение дел." По его словам, первый фейк он распространил в 2000 году: «…это был Гор Видал. Он был доступен, он представил свою книгу „Палимпсест“, он говорит по-итальянски, и он жил в Равелло, недалеко от Неаполя … Я сказал себе: „Я делаю это“, я сделал это, и он уехал…» Интервью понравилось, и руководитель отдела культуры одной из старейших региональных газет в Италии La Nazione сказал журналисту: «Теперь мы не можем понижать уровень». Я начал предлагать другим газетам… Я понял, что интересует не культура, а громкие имена, шоу, звезды. Они почти ничего не платили, но я хотел написать, и мне было плевать на деньги. И я начал играть. Правда в том, что мне было очень весело в течение этих десяти лет. Таким изданиям, как La Repubblica, Il Corriere или La Stampa, по словам Дебенедетти, он не пытался предлагать свои материалы, «потому что знал, что это не сработает». Писатель Филип Рот, которому Дебенедетти приписал слова в ложном интервью в Libero о действующем тогда президенте США Бараке Обаме, назвав его «мерзким, колеблющимся и погрязшим в механике власти», прокомментировал его действия: Лучшее объяснение, которое я могу найти, состоит в том, что этот малоизвестный фрилансер нашел способ продавать статьи, приписывая антиобамские настроения известным американским писателям. Это был хороший трюк, и ему, наверное, было весело. Но я не могу себе представить, что он будет делать сейчас — наверняка, его карьера окончена. «Я хотел бы быть чемпионом Италии по лжи», — заявил Дебенедетти после разоблачения. Это было в 2010-м году. С 2011 года мастер фальшивых вбросов начал создавать ложные аккаунты всемирно известных деятелей в Twitter. В его коллекции — учетные записи Владимира Путина, Эдварда Сноудена, премьер-министров Швеции и Дании. В августе 2012 года Дебенедетти создал фейковый аккаунт, чтобы выдать себя за министра внутренних дел России Владимира Колокольцева. Журналист распространил сообщение о том, что сирийский президент Башар Асад и его жена убиты. После этого портал Zero Hedge, который посвящен обзорам международной экономической системы, сообщил, что на новость отреагировали трейдеры. Цены на нефть взлетели на фоне беспокойства о политическом будущем Сирии и доступности нефти. Дебенедетти также преждевременно «хоронил» Папу Римского Бенедикта XVI, Михаила Горбачева, Фиделя Кастро, белорусскую писательницу, лауреата Нобелевской премии по литературе Светлану Алексиевич. Журналист распространил несколько десятков интервью, в которых его собеседниками были весьма известные личности: Далай-лама, Филип Рот, Гор Видал и Марио Варгас Льоса. Чтобы беседа выглядела правдоподобно, журналист читал книги своих знаменитых «гостей», а также пытался уловить их стиль и манеру общения с читателями. «Я никогда не буду героем» Разоблачения и предъявления исков журналист никогда не боялся. «Я ограничился тем, что следил за этой комической и трагической игрой одновременно. Фальсификация и сектантство являются основными элементами итальянской информации. Особенно в прессе Берлускони, но не только. Все построено на основе Берлускони. Либо ты друг, либо враг. Новости, интервью, заявления и цензура публикуются по этому критерию. Это тенденциозная система, которая отличается отсутствием контроля. Если бы я был внештатным сотрудником в Испании и позвонил бы в те газеты, которые предлагали интервью Альмудене Грандесу, они бы опубликовали его без проверки». Дебенедетти также сказал, что хотел бы встретиться со своими собеседниками. «Иногда я не мог отразить их мысли из-за спешки или неспособности. Извиняюсь. Я видел, что Рот сказал, что он не удивится, если в Италии они сделают меня героем. Я хотел бы сказать вам одну вещь: „Дорогой Рот, вы не знаете Италию“. Здесь создается только герой, который идет по ветру, а не тот, кто критикует систему или веселится, говоря правду. Я никогда не буду героем, но я буду продолжать говорить правду. И я хорошо знаю, что это звучит странно с моей стороны». Моя карьера в газетах может быть закончена, но моя работа — нет. Может быть, я напишу новые вымышленные интервью в большой газете, и я создам веб-сайт, где я буду публиковать фальсифицированные новости. Я думаю, что это новый жанр, и я хотел бы опубликовать коллекцию в книге. Конечно, с прологом Рота мы посмотрим, фальсификация это или правда. Я также хотел бы пойти к Герте Мюллер (лауреат Нобелевской премии по литературе 2009 года — прим. «Ридуса»), задать ей три или четыре вопроса и посмотреть, как отреагирует настоящий автор.