Разруха не в клозетах, а в головах. 25 лет Конституции России
Четверть века назад, в 1993 году, на первом и последнем всероссийском референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Этому событию предшествовало долгое противоборство Верховного Совета РСФСР и президента Бориса Ельцина — битва между законодательной и исполнительной ветвями власти закончилась победой последней. Входя в новые политические реалии, властям необходимо было легализовать свои позиции де-юре и легитимировать их перед народом, а потому наконец-то на суд россиян был представлен проект Конституции, мучительная работа над которым велась многие месяцы. За 25 лет действия Конституции несколько раз в нее вносились как чисто технические, так и довольно серьезные корректировки. С 1996-го по 2003 год были изменены названия нескольких субъектов Российской Федерации. С 2005-го по 2014 год были образованы новые субъекты Российской Федерации путем слияния (например, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа — в Пермский край) и присоединения (Республика Крым и Севастополь). В 2008 году была принята поправка к 4-й главе Конституции — срок полномочий президента увеличился с 4 до 6 лет, Госдумы — с 4 до 5 лет. Также была введена практика ежегодного отчета правительства перед парламентом. 2014 год — ликвидация Высшего арбитражного суда. Были расширены полномочия президента по назначению прокуроров. В том же году вступили в силу поправки, позволяющие главе государства назначать в Совет Федерации своих представителей в количестве не более 10% от списочного состава остальных сенаторов. Последние месяцы, если не годы, снова стали ходить разнообразные разговоры о необходимости привнесения изменений в Конституцию. Правда, уже более серьезного характера. Одни требует прописать государственную идеологию, вторые — сменить форму правления с президентской на парламентскую, третьи же убеждают, что основной закон страны трогать вообще нельзя — прописан хорошо, только соблюдайте. Начало разговорам о необходимости точечных изменений в Конституции положил глава Конституционного суда Валерий Зорькин в своей статье 11 октября, которую мы уже детально разбирали. Если совсем вкратце, наша Конституция — лучшая на всей планете, но имеет ряд недостатков, связанных в первую очередь с тем, что по многим параметрам она не соблюдается. Сегодня же свою статью опубликовал юрист по образованию, председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, подхвативший дискуссию на самом высоком уровне. Основной рефрен измышлений премьера — Конституция должна быть вечной, всегда заключать незыблемые нормы и принципы, без ограничений временными отрезками. Правда, в самом конце публикации Медведев все-таки признал, что, в принципе, если очень хочется, то менять можно, отталкиваясь от обстоятельств. «Изменения в Конституцию, конечно, могут быть направлены на актуализацию статуса органов власти, развитие тех или иных прав, но никогда не должны снижать уровень защиты личности, подрывать основы демократического устройства страны», — констатировал премьер. Примечательно, что статья Дмитрия Медведева вышла накануне большого торжественного приема по случаю празднования 25-летия принятия Конституции. Там президент встретится с судьями Конституционного суда, авторами Основного Закона и многими другими законодателями, среди которых депутаты и сенаторы. Слухи забурлили с новой силой. Неужто Владимир Путин в такой знаменательный для страны день все же объявит о внесении изменений в Конституцию, которые ранее он обсудил с Дмитрием Медведевым? В дело пришлось вмешиваться пресс-секретарю главы государства Дмитрию Пескову. «Мне неизвестно об этом ничего. Я никогда об этом не слышал», — заявил чиновник журналистам. «И слава богу!» – отметили опрошенные Daily Storm эксперты. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов считает, что в свое время именно принятие новой Конституции стабилизировало обстановку в политической системе государства и предотвратило дальнейший распад страны. Функцию стабилизации она выполняет и сегодня. Но есть и пробелы, отмечает депутат, — отсутствие национальных интересов, отсутствие общественно-государственной идеологии. «Произошла подмена понятий. Вместо того чтобы запретить идеологию одной партии, мы вообще отказались от государственной идеологии. Есть определенные искажения в треугольнике «президент — парламент — правительство». Давно уже назрела следующая формула: сильный президент – сильный парламент – ответственное правительство. Нам нужно реализовать идею партийного правительства. Необходима адекватная партийная система. В общем, очень много теоретических проблем, которые требуют своего решения», — полагает Михаил Емельянов, который в момент нашего разговора готовился к приему у президента по случаю 25-летия Конституции. При этом, отталкиваясь от внутренней и внешней политической обстановки, никаких изменений в Конституцию он ни сегодня, ни завтра вносить бы не стал — будет только хуже, а потому лучше дождаться более благоприятной социально-экономической ситуации и политического фона. Можно ли сделать так, чтобы буква Конституции не жила в отрыве от ее духа? Безусловно можно. Нужно ли для этого менять Конституцию? Ни в коем случае, убежден один из ее авторов и членов рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации в 1993 году, а ныне адвокат Игорь Безруков. «Надо работать, а не изменять Конституцию. Читаю сейчас как раз новую статью Медведева. Все там хорошо, вечная Конституция, но какие-то точечные изменения… Настораживает фраза «изменения в Конституцию, конечно, могут быть направлены на актуализацию статуса органов власти». Нормально? Такого вообще не может быть никогда! Это органы власти надо актуализировать и подводить к статусу Конституции», — возмутился Безруков. Более того, продолжает он, под угрозой прекращения своего существования сегодня находится сам Конституционный суд. В Основном Законе прописано, что КС РФ должен состоять из 19 судей, но уже несколько лет их в нем всего лишь 16, притом что кроме Совета Федерации по представлению президента страны никто не имеет больше права назначать судей в КС. Но глава государства не представляет в Совфед новых кандидатур. «Вот Вам еще одно нарушение Конституции. Ее ни в коем случае трогать нельзя, а реанимировать можно лишь тогда, когда народ поймет, что во власти должны быть люди, которые уважают Конституцию, и делают это с юридической точки зрения, так как в ней действительно и так есть все, как правильно пишет Медведев», — отмечает автор второй главы Основного Закона. Политическая, экономическая и социальная системы в стране должны быть приведены в соответствие с Конституцией. Так, например, в ней есть много положений, которые, к сожалению, частенько в России нарушаются. Среди них можно выделить следующие: Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Статья 7. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Промежуток времени, когда Конституция начала терять свою былую форму и отношение властей к основному закону страны стало меняться, приходится на начало и середину нулевых годов, когда в стране были отменены выборы по смешанной системе, отменены порог явки и возможность голосовать против всех, и «Единая Россия» получила квалифицированное большинство в парламенте, позволяющее принимать решения без учета мнений депутатов от других партий. Реформа Совета Федерации забила последний гвоздь в крышку гроба «принципов демократии», когда Совфед стал формироваться по-новому — вместо губернаторов и председателей заксобраний регионов в верхнюю палату парламента стали входить выдвиженцы губернатора и заксобраний. Выборы губернаторов между тем были отменены, и занять кресло главы региона можно было лишь благодаря указу президента. Данная конфигурация с тех пор позволяет принимать все необходимые решения в единоличном формате: через Госдуму — в Совет Федерации, а оттуда — на подпись президенту. «С этого времени началось то, что я называю «узурпация». Вместо того чтобы проводить законодательные инициативы, доктрины, спасать Конституционный суд, разработать федеральный закон, который предусмотрел бы форму защиты от возможной узурпации, когда у какой-то партии появляется квалифицированное большинство, позволяющее принимать конституционные закон, — вместо этого началось все, с чем мы имеем дело сегодня. Какая Конституция? А давайте то попробуем? А давайте это! Еще и точечно теперь… Медведев уже сделал все, что мог. Сделал? Отойди в сторонку. Медведева ни в коем случае нельзя подпускать к вопросам о поправках в Конституцию», — убежден один из авторов Основного Закона Игорь Безруков. По его мнению, правительство должно молчать, исполнять законы и соблюдать Конституцию, а не готовить «дурацкие проекты, за которые единогласно голосует партия этой самой власти». Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина РФ, а также механизм внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. Явка на референдум составила 54,8% избирателей, из которых 58,4% проголосовали за принятие новой Конституции.