Невыдуманные уроки. Без истории и памяти не будет и страны
В средней школе села Нахвальское (Сухобузимский район) утром 10 декабря не протолкнуться. Всё пространство вестибюля заполнено красными и полевыми беретами на ребячьих головах, надетыми им в тон красными рубашками и брюками защитного цвета. Из разных сёл Сухобузимского района сюда съехались участники военно-патриотической игры «За Москву!», которая завершила проект «Ворошиловский стрелок», получивший грант железногорского Горно-химического комбината «ТОП-20». Центр притяжения «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!». Слова песни Александрова и Лебедева-Кумача «Священная война», ставшей гимном Великой Отечественной войны, в исполнении хора учащихся Нахвальской средней школы звучали со сцены актового зала, словно набат. Так началась военно-патриотическая игра «За Москву!», посвящённая Дню воинской славы России. Как известно, контрнаступление советских войск за освобождение столицы СССР началось 5 декабря 1941 года. «Пусть ярость благородная вскипает, как волна. Идёт война народная, священная война!» - пели дети, которые знают о кровопролитных сражениях 77-летней давности только из учебников истории. Вот уже второе десятилетие школа становится центром притяжения военно-патриотического воспитания молодёжи района. А начиналось всё с внутришкольных мероприятий в конце прошлого века - 15 лет назад военно-патриотические соревнования вышли за стены образовательного учреждения. «В 2005 году мы создали на нашей базе военно-патриотический клуб имени ветерана Великой Отечественной войны, жителя нашего села, ныне здравствующего Степана Васильевича Кириллова. Ему сейчас 94 года. Школа стала базовой для юнармейского движения района. Моя задача как учителя - подготовить ребят к армии. В сегодняшней сложной политической обстановке, которая складывается вокруг нашей страны, расслабляться нельзя», - считает руководитель проекта, учитель информатики Нахвальской школы, начальник муниципального подразделения Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» Юрий Машуков. По его инициативе в школе появилась и комната боевой славы, где установлен макет танка и Пост № 1 с имитацией Вечного огня перед стеной памяти. Она сделана руками ребят и Юрия Михайловича. Однажды он принёс в школу металлические щиты, на которых были высечены имена павших в боях Великой Отечественной войны жителей Сухобузимского района. Они остались после реставрации памятника в сквере Победы. Так в школе появилась стена памяти. «Нас просто не было бы» Военно-патриотическая игра - это своеобразный общерайонный урок истории, посвящённый Дню воинской славы России. О битве за Москву, в которой принимали участие и сибиряки, ребята рассказывали со сцены через песни и стихи. В завершение более 50 учащихся из 10 районных школ были приняты в ряды юнармейцев. «Я стал юнармейцем в пятом классе. Научился разбирать и собирать автомат на скорость и время, стрелять. Думаю, мне это пригодится, когда пойду служить в армию. Кроме того, я стал больше знать об истории Великой Отечественной войны. Недавно победил в конкурсе «Арт-квадрат», который проходил в районном центре, прочитав стихотворение «Баллада о матери», - рассказывает семиклассник Кирилл Мясников. «Считаю, что наша организация учит дисциплине, ответственности. Кроме того, мы изучаем правила самообороны, это в жизни пригодится», - рассуждает ученица 8-го класса Яна Агеенко. «Мы должны знать историю своей страны. Без этого мы забудем свои традиции, корни. Перестанем помнить и чтить память погибших в войне. Ведь если бы мы не победили фашистов, нас просто не было бы», - убеждена восьмиклассница Катя Зайцева. Держать строй В спортивном зале Нахвальской школы стартовал второй этап проекта по военно-строевой подготовке. Отряды из пяти учащихся выполняли повороты налево и направо, маршировали строевым шагом с песней. Отряд моряков из Шалинской средней школы № 71 под командованием пятиклассника Владимира Коротцева вызвал восторг присутствующих. Мальчишка в парадном, судя по всему, дембельском кителе с аксельбантами, бескозырке с лентами, украшенными надписью «Адмирал», отдавал команды, как настоящий офицер. Несмотря на юный возраст, Володя с будущей профессией уже определился. «Меня тянет в армию, хочу служить и восхищаюсь военными. У меня дедушка, папа, дядя прошли службу. Они сильные, выносливые, мне хочется быть таким же, как они». Но не у всех участников соревнований получалось одинаково хорошо идти в ногу - бывало, ребята неправильно выполняли команды, сбивались со строевого шага, но главное - все упорно стремились к победе. В итоге первое место заняли юнармейцы из села Подсопки, второе - ребята из Шалинской средней школы, третье место - у отряда села Высотино. «Сегодня среди отрядов развернулась настоящая конкуренция, разница между призовыми местами составила всего один балл. Отмечу, что выросли и результаты по разборке и сборке автомата. В последние годы скорость у некоторых ребят составляет 27 секунд, что выше армейских нормативов», - отметил судья строевой подготовки Василий Морозов. По мнению педагога школы села Подсопки, дети, принимая участие в таких соревнованиях, учатся слышать, слушать и выполнять. «Этих качеств мы стараемся добиться на уроках. Кроме того, соревнования позволяют определить лидера, который может объединить вокруг себя класс, стать организатором и личностью, человеком, с которого будут брать пример другие ребята. Вот только большая проблема сельских школ - отсутствие детей старшего возраста. Приходится привлекать младших к участию в соревнованиях». Два КАМАЗа бетона Именно такой объём потребовался, чтобы залить пол в тире Нахвальской школы, где постоянно проводятся занятия по стрельбе. Соревновались в меткости юнармейцы уже в благоустроенном тире. На бетонирование пола школа потратила 43 тыс. рублей из 100 тыс., полученных по гранту «ТОП-20» на реализацию проекта «Ворошиловский стрелок». Всё делали сами преподаватели, которым помогали ученики старших классов. Ещё и покрасили стены. На оставшиеся 57 тыс. рублей купили три пневматические винтовки. «Конкурс «ТОП-20», безусловно, сложно переоценить, особенно в условиях дефицита бюджетного финансирования. Это касается в первую очередь сельских школ. Поэтому их поддержка, которую оказывает ГХК, это осознанный выбор. И она себя оправдала», - отметил депутат городского совета ЗАТО г. Железногорск Владимир Фольц. «Горно-химический комбинат взял нашу школу под свой патронат и оказывает неоценимую помощь. Особое, даже какое-то трепетное внимание, уделяет нам генеральный директор комбината Петр Михайлович Гаврилов, - говорит директор школы Ольга Удодова. - Ежегодно у нас обучаются от 80 до 90 человек. Средства из районного бюджета, конечно, поступают, но выделяются по принципу подушевого финансирования, и денег, конечно, не хватает. Во всех кабинетах благодаря поддержке генерального директора мы постелили линолеум, приобрели интерактивную доску для занятий. Каждый год от руководителя предприятия все дети получают подарки к Новому году».