Войти в почту

Как прокладывают дороги в небе и где нельзя летать: в Кольцово открыли новый центр авиадиспетчеров

«Кольцо в Кольцово» — так назвал новое здание руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. Здание «Аэронавигации Урала» имеет примечательную круглую форму, о ходе его строительства мы рассказывали раньше. Строили два года, и теперь укрупнённый центр единой системы организации воздушного движения полностью заселён сотрудниками и функционирует. Здесь рассчитывают траектории полётов над Свердловской, Челябинской, Курганской, Кировской областями, Пермским краем и Удмуртией. На карте эти воздушные дороги выглядят как ломаные линии со своими перекрёстками, только пространство у них трёхмерное, кстати, высоту полётов над Россией лишь недавно начали считать в футах, как во всём мире. Раньше это было дополнительной сложностью для авиации: высоту в футах пересчитывать на метры, пролетая над Россией, а потом обратно в футы. Любой пользователь воздушного пространства, пролетая над регионом, который обслуживается «Аэронавигацией Урала», подаёт заявку, план полёта. Эксперты центра анализируют и разрешение на полёт по маршруту. Это касается не только полётов судов гражданской авиации, но и военных судов, экспериментальных полётов и даже беспилотников. Здесь, например, выдают разрешения и на полеты квадрокоптеров, с которых мы делаем красивые съемки. — Запросы о полёте обрабатываются, анализируются диспетчерами, и по каждому принимается решение — разрешить или не разрешить. Всего за сутки, вчера, например, было 1444 запроса, — рассказывает руководитель зонального центра Единой системы организации воздушного движения Сергей Левченко. — Основная масса полётов над Уралом — это транзитные полёты между Европой и Азией. Есть ещё относительно новое направление — маршруты, которые проходят через Северный полюс и связывают Индию и страны Ближнего Востока с Канадой и Японией, — так называемые кроссполярные маршруты. Каждый диспетчер обслуживает в год около 400 тысяч полётов. Отдельная тема — беспилотники, число таких полётов растёт в геометрической прогрессии, хотя в общем числе их немного, но они очень трудоёмкие для авиадиспетчеров. — Мы для них специально «нарезаем» воздушное пространство и должны убрать всех других пилотов, поэтому беспилотникам чаще приходится отказывать, — объяснил Сергей Левченко. Пассажирские авиакомпании тоже иногда получают отказы, точнее, их просят изменить маршрут, высоту или время вылета — в том случае, если план полёта попадает под какой-то особый режим. И есть над Уралом особые зоны, где полёты запрещены вообще. Как правило, это военные объекты либо какие-то территории, над которыми лететь опасно. Самая ближайшая к Екатеринбургу и самая крупная в регионе запретная зона расположена в Челябинской области, в районе ПО «Маяк». — Река Теча, вы знаете, там радиоактивный фон, — разъяснил эксперт. — Если самолёт упадёт, будет катастрофа. Большинство авиадиспетчеров, обслуживающих полёты, — мужчины. Женщин здесь всего процентов 10. Но сейчас они всё-таки есть, ещё несколько лет назад работали одни мужчины. Сотрудники «Аэронавигации Урала» связывают это с особенностями работы. Она слишком ответственная, от точности и реакции зависят жизни людей. При этом замечено, что женщины в стрессовой ситуации ведут себя не так хладнокровно. Но тем не менее исключения есть, мало того, одна из девушек-диспетчеров из нашего зонального центра стала победительницей конкурса профессионального мастерства. Чтобы работать здесь и непосредственно заниматься обслуживанием полётов, придётся учиться за пределами Екатеринбурга — профессиональное высшее образование авиадиспетчеры могут получить только в Москве, Ульяновске и Санкт-Петербурге.

Как прокладывают дороги в небе и где нельзя летать: в Кольцово открыли новый центр авиадиспетчеров
© e1.ru