По фактам: 20 лучших музыкальных альбомов 2018 года
Карди Би? Бейонсе и Джей-Зи? Дрейк? Если вы ожидаете увидеть записи этих исполнителей в нашем топе лучших иностранных пластинок 2018 года, то вынуждены вас разочаровать — их мы использовали скорее вместо снотворного. При отборе альбомов мы не исходили из степени их популярности у публики или музыкальных критиков. Итак эксперты канала «По фактам» специально для «Ридуса» со своими итогами уходящего года. Справедливости ради, в наш список не вошло еще множество действительно симпатичных записей (The Internet, Mac Miller, Vessel, Tim Hecker, Low, Kacey Musgraves, serpentwithfeet и другие) — просто потому, что наша субъективная двадцатка не резиновая. И мы искренне считаем, что это самые важные записи уходящего года. 20. Metro Boomin — Not All Heroes Wear Capes Metro Boomin, три года назад в одиночку спродюсировавший совместный альбом Дрейка и Фьючера What A Time To Be Alive, выпустил в 2018 году свою дебютную пластинку Not All Heroes Wear Capes — и это тот случай, когда короля делает свита. И она здесь впечатляющая — среди прочего, здесь можно услышать Трэвиса Скотта, Young Thug, Gucci Mane, Swae Lee и 21 Savage. 19. Amnesia Scanner — Another Life «Another Life» — идеальный саундтрек для самых страшных кошмарных снов. Amnesia Scanner с помощью хитроумных манипуляций превращают вокал в нечто нечеловеческое и пугающее, будто бы киборги наконец ожили и грозят захватить если не Землю, то по крайней мере танцполы в клубах, решив заодно уничтожить всех развлекающихся там людишек. Творящееся на «Another Life» безумие так и тянет назвать пост-витчхаусом. 18. Avantdale Bowling Club — Avantdale Bowling Club Новозеландец Том Скотт читает очень искренний и личный рэп о наркозависимости, бедности и своих близких, делая это порой в столь доверительной манере, что ему невозможно не поверить. Близкие каждому истории исполнитель рассказывает то под настоящий модалный джаз, что добавляет повествованию еще большей интимности, то под более традиционные джаз-рэповые биты. После окончания пластинки кажется, что только что провел время со старым другом. 17. Travis Scott — Astroworld Альбом Трэвиса Скотта полностью заслуживает той популярности, которой он пользовался в различных музыкальных сервисах. Astroworld — образцовая хип-хоп запись 2018 года и одновременно выставка достижений продюсерского хозяйства за обозначенный период. Готовы поспорить, пластинка наверняка станет триумфантом ближайшего «Грэмми». 16. JPEGMAFIA — Veteran Сумасбод JPEGMAFIA записывает совершенно дикий хип-хоп с обилием нойза, глитчей, скачущих ритмов и странных семплов непонятного происхождения. Слушать все это не очень комфортно, однако на протяжении всего альбома не покидает ощущение, что рэпер делает что-то очень важное. 15. Proc Fiskal — Insula Как все помнят, грайм зародился в лондонском Ист-Энде и не имеет никакого отношения к Шотландии. Однако это не мешает уроженцу Эдинбурга, скрывающегося под псевдонимом Proc Fiskal, удачно осваивать наследие Wiley и Dizzee Raskal, создавая увлекательные электронные пьесы почти барочной красоты. 14. DJ Koze — knock knock DJ Koze выпустил в этом году свой главный альбом, на котором представил небанальный и изобретательный психоделический хаус. Если бы Daft Punk продолжили развивать свой стиль после выхода «Discovery», учитывая новые веяния — возможно, что они звучали бы в 2018 году как-то так. 13. J. I. D — DiCaprio 2 Если вы считаете, что свежие рэп-игроки из Атланты умеют только в мамбл — вы глубоко заблуждаетесь. Музыкант J. I. D на «DiCaprio 2» читает со скоростью пулемета, делая это, в отличие от нынешнего Эминема, с большим вкусом, так что его техничность не кажется показной и не вызывает раздражения. «DiCaprio 2» — очень разноплановый альбом, на котором можно услышать и трэп, и олдскульные биты, при этом J. I. D везде звучит органично. А «151 Rum» — один из самых ярких бэнгеров уходящего года. 12. Kanye West — ye Несмотря на формат EP, здесь нет того ощущения незавершенности и искусственности, которое меня не покидало во время прослушивания предыдущего релиза The Life of Pablo — казалось, сам Канье тогда это понимал и постоянно переделывал треки. То чувство совершенно детской радости и ощущение праздника, которое мы получали от прослушивания лучших творений Канье, на YE присутствуют в достаточном количестве. Чего стоит лишь одна песня «Ghost Town» — будто бы Фредди Меркьюри внезапно восстал из мертвых и решил покататься на американских горках во время городского карнавала. 11. Zuli — Terminal Египтянин Zuli на «Terminal» создает звуковой образ Каира будущего, деконструируя в своих треках современный хип-хоп, грайм и передовую басовитую электронику. Его песни, в записи которых принимали участие арабоязычные MC, рождаются из хаоса и цифрового шума, в которых в конце концов снова утопают. Несмотря на уникальность музыки Zuli, в ней совершенно нет трэш-экзотики, как это можно было бы ожидать — продюсер невероятно деликатным образом встраивает локальную сцену в мировой контекст. 10. Hermit and the Recluse — Orpheus vs. the Sirens Один из главных умников в современном хип-хопе, 46-летний нью-йоркский пожарный Ka объединился с продюсером Animoss и создал удивительный красоты альбом «Orpheus vs. the Sirens», треки которого основаны на сюжетах из греческой мифологии. Ka на протяжении альбома проводит в текстах параллели между собой и Орфеем (легендарный певец и музыкант в древнегреческой мифологии), не становясь при этом претенциозным — уникальное достижения для рэпера. Артист совершенно не гонится на дешевыми эффектами — его размеренный речетатив на грани spoken word напоминает скорее магические заклинания, которые произносятся под психоделические инструменталы Animoss, явно основанные на семплах из дешевых старых кинофильмов. 9. Jon Hopkins — Singularity Герой британского эмбиент-техно создал поистине эпическое полотно, развивая идеи Immunity пятилетней давности. В плане богатства гармоний и мелодий, а также динамического разнообразия Singularity только выигрывает у своего предшественника. Звуковая ткань альбома насыщена миллиардами деталей, делая космическую одиссею Джона Хопкинса столь реалистичной и достоверной. 8. Sheck Wes — MUDBOY Кажется, люди в 2018 году поделились на тех, кто называет Sheck Wes самым отвратительным рэпером на свете, и тех, кто бесконечно слушает его на повторе, считая одним из перспективнейших новичков. И мы, разумеется, в числе последних. Агрессивная подача Sheck Wes вызывает ассоциации даже скорее не с коллегой по нью-йоркской хип-хоп сцене A$AP Ferg, а со звездами панк-музыки, которые почему-то решили делать трэп-рэп. Бэнгеры на Mudboy соседствуют с более меланхоличными атмосферными треками, а сам рэпер порой смешивает английский с языком волоф, распространенном в его родном Сенегале. Mudboy — просто отличнейший дебют; Канье Уэст и Трэвис Скотт, на чьем лейбле вышел альбом, плохого не посоветуют. 7. Earl Sweatshirt — Some rap songs Эрл Свитшот выпустил, пожалуй, один из главных панк-альбомов этого года в хип-хопе — неброское название, смазанное фото на обложке (спасибо, что не красная лента) и треки без четкой структуры и каких-либо намеков на хуки, зато с грубым ло-файным звуком. Рэпер явно хочет остаться честным даже не со слушателем, а с самим собой, повествуя о том, как он пережил личные трагедии в жизни — в частности, смерть своего отца. Звучание «Some rap songs» отсылает к творениям MF DOOM, при этом собранные из закольцованных винтажных семплов биты во многом напоминают лунатические эмбиентные зарисовки The Careteker. Инструменталы на Some Rap Songs и в самом деле сродни воспоминаниям, бесцельно и обрывочно кружащимся в голове Эрла Свитшота, ведущего интимный разговор с самим собой — в результате получился альбом неброской, но завораживающей красоты. 6. Gang Gang Dance — Kazuashita Одна из важнейших групп 00-х годов Gang Gang Dance впервые за долгое время выпустила новый релиз «Kazuashita», и он прекрасен. Их пластинки 10-летней давности воспринимались как музыка будущего, как праздник свободы и мультикультурализма в крупном мегаполисе. К счастью, Gang Gang Dance не сдулись, как их коллеги Animal Collective, и не погрязли в бесплодных экспериментах. На «Kazuashita» все те же эклектичные многослойные песни, а также живая и текучая психоделия на нью-эйджевой закваске. Да, в новой музыке группы несколько сглажены все острые углы, песни стали спокойнее, а эффект неожиданности исчез — просто потому, что Gang Gang Dance наконец попали в то будущее, куда они так стремились на ранних записях. 5. Playboi Carti — Die Lit Как бы вы не относились к жителю Атланты Playboi Carti, сложно отрицать, что это один из самых влиятельных молодых рэперов на данный момент. Его мамбл-очарование многие пытаются копировать, но ни у кого больше не получается бормотать настолько стильно. Разумеется, Die Lit — это триумфальное торжество формы над содержанием. Все эти бесконечные эдлибы и сияющие неоновым светом биты имеют просто гипнотическое влияние на психику, заставляя усомниться в реальности происходящего в действительности. Кажется, что музыка Playboi Carti настолько пропиталась пёпл дрэнком, что слушатель поневоле начинает ощущать на себе его действие без какого-либо допинга. 4. Sophie — Oil of every pearl’s un-insides Одной из самых футуристичной записей года стала «Oil of every pearl’s un-insides» от SOPHIE, до этого на протяжении последних пяти лет выпускавшей исключительно синглы. Дебютник продюсера певицы Charlie XCX — на редкость сбалансированная запись, на которой находится место и абразивному металлическому скрежету как у раннего Aphex Twin, и передовой поп-музыке для роботов, и эйфорическим танцам с отсылками к 90-м в духе PC Music, и даже высокотехнологичному эмбиенту. 3. Pusha T — Daytona Первый из летней серии семитрековых релизов, продюсером которых был Канье Уэст, на поверку оказался самым безукоризненным — и супруг Ким Кардашьян, и Пуша Ти здесь вновь находятся на пике формы. Эти двое идеально подходят друг другу и показывают все лучшее, на что они способны: хлесткий речетатив Пуша Ти, повествующего о нелегкой жизни наркодилера, прекрасно ложится на невероятно мелодичные биты с обилием сэмплов, будто бы записанные для второй части My Beautiful Dark Twisted Fantasy. И хотя альбом длится всего 20 минут, идей здесь раз в 20 больше, чем на двойнике Scorpion популярного канадца Дрейка. При этом здесь нет ни одного проходного трека — один бэнгер в буквальном смысле следует за другим. И самое главное — слушая Daytone, ты кожей чувствуешь, какое удовольствие получали сами артисты при записи альбома. 2. Yves Tumor — Safe in the Hands of Love Yves Tumor рвет все шаблоны о том, как должен выглядеть и что может делать чернокожий артист. Выпускавший ранее собранный из разного сора эмбиент американский музыкант неожиданно записал первоклассный альбом с дикими и отчаянными, но вполне себе поп-песнями — пожалуй, так бы звучала группа TV on the Radio, если бы не растеряла весь свой талант. Как и группа Дэвида Ситэка, Yves Tumor явно питает любовь к Дэвиду Боуи и эклектичности. Музыкант собирает свои песни из звуковых коллажей, bass-электроники, R&B, соула, инди-рока, нойза и чего только не — всевозможные жанры будто бы попадают в какую-то черную дыру, переплавляясь в нечто неслыханное. В отличие от тех же TV on the Radio, в песнях Yves Tumor, кажется, куда меньше искусственного — и больше интуитивного и хаотичного. Safe in the Hands of Love — настоящий аудиотриллер, который не дает заскучать ни на секунду. 1. Rosalia — El mal querer Что-то есть символичное в том, что второй год подряд самой прогрессивной поп-записью года становится испаноязычный альбом — в 2017 году это была, по нашему мнению, пластинка венесуэльца Arca. Однако в отличие от декадентской музыки экс-продюсера FKA Twigs у испанской певицы Розалии с ее миксом нео-фламенко и ультрасовременного R&B куда больший коммерческий потенциал — для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на количество просмотров ее клипов на Youtube. Розалии удивительным образом удается сохранять правильный баланс между традицией и современностью, доступностью и экспериментальностью, богатством традиционной музыки и минимализмом современной, локальным и глобальным. Песни Розалии напоминают то последние записи Charlie XCX, то творения середины 00-х позабытой группы Oi Va Voi, то, собственно, сюрреалистические треки Arca. Для того, чтобы всем сердцем полюбить El mal querer совершенно не нужно знание языка — музыка певицы говорит сама за себя.