Транспорт будущего: Алексей Стаценко разрабатывает «летающие аппараты»

Реактивный транспорт в будущем станет самым распространенным и доступным. Кажется, об этом мечтает изобретатель Алексей Стаценко, который разрабатывает свои «летающие аппараты». «Штаб-квартира» идейного вдохновителя летающего ранца Алексея Стаценко находится в районе Китай-город. Небольшое помещение он делит с промышленными дизайнерами, которые погружены в мысли о том, как придать привлекательный вид различным неказистым изобретениям. Когда речь заходит о технических вещах, то место, где его конструируют или собирают, представляется захламленным всевозможными железяками и чертежами. Но мы, на удивление, устраиваемся в светлой комнате, а уже через минуту Алексей приносит летающую... доску! На воде и земле — Алексей, вы же говорили о разработке летающего ранца? — Сейчас уточню. В феврале этого года я начал заниматься этой разработкой, и тогда встал выбор между тремя вариантами: ранцем, крылом и доской с реактивными двигателями. Последняя всем интересующимся знакома по американскому фильму «Назад в будущее». Там герои как раз передвигались на летающей доске. Мы долго не могли сделать выбор: с одной стороны ранец более узнаваемый, а с другой, летом, когда проводили испытания на воде (там был flyboard — с англ. «летающая доска», где вместо реактивных двигателей мощная струя воды), в первые минуты испытаний стало ясно, что управлять им довольно сложно. И после подъема человек сваливается в штопор. Если на воду приземление мягкое, то на земле это будет первым и последним полетом. Для сравнения: подниматься в воздух на доске это как кататься на трехколесном велосипеде, а реактивный ранец — это как одноколесный велосипед. Но к ранцу мы обязательно вернемся, попозже. Сейчас еще будем строить крыло. За державу обидно Летающая доска, которую продемонстрировал мне Алексей, на первый взгляд имела хрупкую и неказистую конструкцию. Два ботинка, две турбины, «мозг»-микропроцессор и реактивные двигатели. Неужели она поднимается в воздух? Но все работает, испытания проводили здесь же, во дворе. На доске установлены два реактивных движка из четырех запланированных. Сейчас доска поднимает вес в 35 килограммов, это четверть тяги. Но и при такой мощности уже можно тренироваться. Скоро должны прийти еще два двигателя помощнее, из Германии. И аппарат будет способен поднять человека над землей. — А в чем смысл изобретать заново? В интернете можно увидеть, как люди поднимаются и с помощью ранцев, и с помощью досок на внушительную высоту, летают и благополучно приземляются? — Многие задают мне тот же вопрос. И рассуждают примерно так: «Вот американцы сделают, а мы у них просто купим и будем кататься». А мне стыдно за такие слова и за такой подход. Все-таки наша страна получила хорошее инженерное и техническое наследие, и мне досадно, что мы такого не сделали еще пятьдесят лет назад... Такой потребительский взгляд на вещи точно не про меня. Мы в свое время профукали компьютеры. Когда в США зарождалась эта отрасль, наша электроника была сильнее! Чтобы такого же не случилось с реактивными ранцами, нужно быть на гребне волны. Аттракцион или транспорт — Какое предназначение у этих? — История реактивных летательных аппаратов не нова, началась еще в начале прошлого века. Наш соотечественник инженер Александр Андреев подал заявку на патент в 1919 году. В 1961 году продолжительность полета такого устройства составляла 15–20 секунд, пролетали они несколько сотен метров, очень громко и очень опасно. Сейчас, когда время полета составляет десятки минут и несколько десятков километров, эти разработки пытаются предложить военным, но есть демаскирующий фактор — громко! И сложно обучать пилотов. А гражданское применение — это прежде всего развлечение, это скорее как аттракцион. — То есть вы не представляете его как вид транспорта? — Даже для тех, кто занимается экстремальными видами спорта, полет на реактивных двигателях большой экстрим. — А в чем опасность? — Наверное, нужно его включить, чтобы вы поняли. Тут есть психологический момент: даже такие маленькие реактивные двигатели звучат, как двигатели пассажирского самолета. Очень-очень громко. Я люблю проводить такую аналогию. Представьте, что вы в зоопарке, рядом клетка с тигром. Вроде все безопасно, но стоит ему зарычать — кровь стынет в жилах. Тут то же самое. Философия хакера — Собираетесь запатентовать устройство? — Нет, все это несколько тормозит процесс. Заработать можно и без патента. Вообще, мне очень близка философия хакера, но только не в общепринятом и распространенном понятии, когда что-то взламывают и воруют, а когда человек делится информацией полезной для каждого. Тогда человек может прокачать свои знания. — Конкуренты есть? — Да нас таких пятеро на весь белый свет! Я не считаю их конкурентами. Сколько стоит — Самому такую доску можно собрать? — Если знать, что к чему — конечно. — А комплектующие? — Все они продаются в открытом доступе в интернете. Правда, реактивные двигатели — удовольствие не из дешевых. Для примера: даже в таком состоянии цена вот этой не доведенной до ума доски составляет несколько миллионов рублей. — Как высоко можно подняться на этой штуке? — Двигатели позволяют подниматься на высоту до 10 тысяч метров, то есть туда, где летают самолеты. Но в них стоит ограничение, которое установили разработчики, чтобы они не поднимались выше, чем на полтора-два километра. Теоретически двигатели способны разогнать доску до 700–800 км/ час, но есть аэродинамика и здравый смысл. Пока в мире летают на скоростях 200–300 км/час. Экстрим будущего — Когда планируете закончить работу над летающей доской? — Сейчас я достраиваю стартовую площадку на полигоне, чтобы можно было тренироваться и разрабатывать систему страховки. Это на базе каскадеров — они там прыгают на мотоциклах через горящие кольца, так что это самое подходящее место, да и антураж соответствующий. И еще задача: научиться уверенно пользоваться им на той тяге, которой я сейчас располагаю. Треть пути в тренировочном этапе уже пройдена. — А есть какая-то система безопасности? — Бортовой нет. — А парашют? — На такой высоте он просто неэффективен. Мировая практика — это тренировка над водой. Но — если что — двигателям сразу наступает конец. Зато жизнь пилота спасена. Мне двигатели жалко, поэтому мы пока будем летать на подвесах. — Киношники еще не заинтересовались вашей доской? — Куда там... В эту штуку никто не верит! Я как-то встретился с Дэвидом Яном — с известным российским серийным предпринимателем мирового уровня. Показал пару видео. Он очень удивился и спросил, не монтаж ли это... Многие скептически относятся к тому, что происходит в этой отрасли. И не верят, что такое можно сделать в России. В космос! — Какими еще проектами можете похвастаться? — Один из прошлых и любопытных проектов — запуск спутника. — Настоящего? —Да. Мы группой энтузиастов решили проверить, можно ли, не будучи военными и учеными, запустить спутник на орбиту. Оказалось, можно. Прошлым летом запустили с космодрома «Байконур». — Наверное, это стоит кучу денег? — Прошло четыре года от идеи до запуска на орбиту. Перед нами как раз стояла задача развеять миф, что космос — это всегда дорого. Мы многое сделали сами, это обошлось в несколько миллионов рублей. По космическим меркам цифра просто смехотворная. — И кому это все нужно? — Я читаю лекции школьникам и вижу их горящие глаза, когда речь заходит об этой штуке. Студенты откликаются, чтобы попробовать свои силы в чем-то крутом. Активно сотрудничают инженеры советской школы. Кто-то из них проектировал «Буран», кто-то ракеты стратегические разрабатывал. И все, абсолютно все из них готовы помочь. — То есть вы больше организатор, который собирает нужных людей для воплощения идеи? — Я и сам кое-что делаю, собираю. Если доходит дело до каких-то серьезных вещей, например, нужно сделать коннектор на шесть разъемов, то я обращаюсь к людям, которые в этом разбираются. Пишу, например, сразу 20 знакомым, и кто-нибудь из них обязательно откликается. — Вы кем-то вдохновляетесь... — Это Сергей Королев! На «Байконуре» есть музей, посвященный тем, кто строил космодром. Среди экспонатов есть блокнот с его набросками, логарифмическая линейка и огрызок карандаша. Удивительно, но, обходясь малым, наши инженеры совершали больше ста запусков в год (каждые 3–4 дня — запуск)! Это не сравнить ни с каким Илоном Маском. Ну, что он сделал? Переделал ракету и устроил вокруг этого хайп. Маск — это младший научный сотрудник не самого главного отдела! Так что ему еще далеко до Королева. СОВРЕМЕННИКИ Дэвид Мейман пилот, предприниматель из Австралии После того как Мейман покружил над Гудзоном с помощью летающего ранца и облетел статую Свободы, он получил прозвище «Гудзонский ястреб». Главной страстью австралийца всегда были полеты. Дэвид уверяет, что научился летать раньше, чем водить машину. Он умеет управлять множеством самолетов и вертолетов, но всю жизнь мечтал о свободном полете на ракетном ранце. Он работал над проектом летающего ранца последние 10 лет. В отличие от предыдущих попыток создать что-то подобное, аппарат Меймана оснащен настоящими турбореактивными двигателями, работающими на керосине. Создатели уверяют, что ранец способен подниматься до 3 км в высоту и разгоняться до 160 км в час. Готовый аппарат планируют продавать за 150 000 долларов. Ив Росси, швейцарский летчик, изобретатель В 2004 году он впервые испытал жесткие складные крылья, на основе которых в дальнейшем стал строить летательный аппарат. Первый успешный полет с двумя реактивными двигателями состоялся 24 июня 2004 года. Летательный аппарат Ива Росси не предусматривает взлет с земли — на нужную высоту для старта он поднимается на самолете, вертолете или воздушном шаре. Для посадки используется парашют, причем, кроме посадочного и запасного, крыло Ива Росси оснащено и собственным парашютом, который обеспечивает его мягкое приземление, в случае если возникнет необходимость сбросить крыло. Вес ранца последней (на 2012 год) модели, заправленного горючим (30 литров керосина), — 55 кг, размах крыла — 2 метра. Максимальная скорость — 300 км/ч, продолжительность полета — 10 минут. Martin Aircraft, новозеландская частная компания Martin Aircraft Впервые аппарат представлен 29 июля 2008 года. В отличие от других реактивных ранцев, Martin Jetpack является первым, готовым к практическому применению. Разработка проекта заняла 27 лет. Двухтактный ДВС летательного аппарата работает на бензине. По расчетам, Martin Jetpack может достигать скорости в 100 км/ч, подниматься на высоту 2,5 км и держаться в воздухе на протяжении примерно получаса при полном баке. Себестоимость аппарата — 250 000 долларов. На ранце закреплены шасси из углеродного волокна, а также установлен баллистический парашют. КСТАТИ Полиция Дубая, возможно, пересядет на российские летающие мотоциклы. Полицейские Дубая начали учиться полетам на квадрокоптерах S3 2019 Hoverbike компании Hoversurf, принадлежащей российскому бизнесмену. Квадрокоптеры нужны полиции Дубая для доступа в труднодоступные районы, например во время наводнений.

Транспорт будущего: Алексей Стаценко разрабатывает «летающие аппараты»
© Вечерняя Москва