Ещё

Алмазы под ногами: как в Якутии добывают драгоценные камни 

Алмазы под ногами: как в Якутии добывают драгоценные камни
Фото: Вести.Ru
Новую концепцию огранки алмазов обсуждают в . Она должна повысить рентабельность отрасли.
Гигантские экскаваторы метр за метром опускаются в толщу земли. Они разрабатывают самую северную в мире кимберлитовую трубку. Здесь кругом алмазы — под ногами и в бортах карьера. Однако Роберт Кадыров, машинист экскаватора, признается — сам он никогда алмазов не видел и в руках не держал.
В смену машинист загружает около ста самосвалов. Но в кузове каждого всего несколько карат драгоценного минерала. «Среднее содержание — шесть каратов на тонну. Это хороший показатель», — поясняет , участковый геолог.
Эту трубку назвали «Заполярной» из-за географического положения. Ее открыли еще в середине прошлого века, но к разработке приступили только в сентябре 2018 года. Когда-то из-за своей удаленности она проигрывала легендарным карьерам «Мир» и «Удачная». Но теперь, с их закрытием, стала привлекательной.
Главная проблема «Заполярной» — удаленность от инфраструктуры. Ученые несколько лет ломали головы, как доставить руду на переработку. В итоге фабрику посреди лесотундры решили не строить, а проложили сто семьдесят километров дороги до ближайшего ГОКа.
Руду с карьера вывозят на склад, а оттуда автопоездами — на обогатительную фабрику. Процесс отлажен как часовой механизм: едва заполняются кузова одного самосвала, следующий уже на подходе.
Перевозка обычными самосвалами на такие расстояния нерентабельна. Зато сорок автопоездов позволяют получить необходимую прибыль. Алмазодобытчики гордятся — ничего подобного в мире не делает никто. А водители быстро освоили трассу и особенности вождения. «При повороте направо или налево надо учитывать, что занос прицепа идет, — говорит , водитель автопоезда. — И на дорожном полотне все ямы учитываются».
Теперь трубка «Заполярная» ближайшие двадцать пять лет будет стабильно обеспечивать рудой Удачнинский горно-обогатительный комбинат. А это — благополучие целого города с населением около двенадцати тысяч человек. «Мы пошли на увеличение и будем выходить в лидеры алмазодобычи в компании», — уверен Александр Махрачев, директор Удачнинского ГОКа.
Разработка «Заполярной» не означает, что  сворачивает свои работы на действующих месторождениях. Они по-прежнему очень богаты. Только возить руду с карьеров глубиной полкилометра уже опасно и нерентабельно. Поэтому под ними строятся шахты. К примеру, глубина тоннеля под трубкой «Айхал» — четыреста пятьдесят метров.
После выемки руду грузят на самосвалы, которые увезут ее к следующей точке — вертикальному клетевому стволу. А уже оттуда будущие алмазы попадут на поверхность земли. В самом забое людей практически нет. Руду извлекают машины на дистанционном управлении. Проходчики осваивают виртуозный стиль вождения в узких тоннелях. «Порядка пятидесяти ковшей вывозить за смену можно», — комментирует машинист Евгений Поляев.
Все эти новшества позволят компании «АЛРОСА» сохранить мировое лидерство на ближайшие десятилетия. Надолго горняки обосновались и возле новой трубки «Заполярной». Здесь среди лесотундры построен современный вахтовый поселок. Бульдозерист Нюргун Иванов приехал добывать алмазы из соседнего оленеводческого села по программе «Местные кадры в промышленность». «С Жилинды двое нас, — говорит он. — Говорят, еще возьмут на работу».
На месторождении алмазодобытчики предоставили почти шестьсот вакансий для жителей соседних улусов. Заработная плата — от 30 до 100 тысяч рублей в месяц. Через два года потребуется еще больше специалистов. Рядом с «Заполярной» собираются приступить к разработке еще одного нового карьера.
Видео дня. Кому из звезд шоу-бизнеса не достанется МРОТ от государства
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео