Войти в почту

ЭМА, павильоны для Nike и Garage: основатели архитектурных бюро — о преимуществах временной архитектуры

Летние кинотеатры, деревянные павильоны и облегчённые конструкции — временная архитектура живёт, как правило, несколько лет, сезонов или считанные дни. В мае в «Музеоне» появится новый проект — открытый кинотеатр. Его построит победитель конкурса Garage Screen. Strelka Mag поговорил с молодыми архитекторами о том, как недолговечные проекты могут повлиять на успешность бюро. Макет для проекта EMA Space. Фото: бюро KOSMOS Сергей Неботов, бюро «Новое»​ Бюро «Новое» не разделяет архитектуру в зависимости от её долговечности. Каждый из наших временных объектов сыграл свою роль на том промежутке времени, который ему был отведён. При этом в них были вложены архитектурные решения и идеи, которые, на наш взгляд, имеют не меньшую ценность, чем в архитектуре с большим сроком службы. Первые годы своей практики мы осознанно развивали направление временной архитектуры, чтобы сформировать портфолио реализованных объектов. С другой стороны, временная архитектура открывает новые возможности. Чаще всего на временные или некапитальные объекты не распространяются многие нормы и правила, поэтому в этом формате можно экспериментировать. проекты Летний павильон музея современного искусства «ГАРАЖ», 2013 год В нашей профессии есть один парадокс: чтобы архитектору построить своё первое здание, у него в портфолио уже должен быть реализованный проект. Я и мои партнёры в составе других авторских групп участвовали в конкурсных проектах, на базе которых в будущем появилось наше бюро. Один из этих проектов — летний павильон музея современного искусства «Гараж» в парке Горького, в котором я принимал участие. Наличие реализованного общественного объекта в дальнейшем позволило бюро получить свои первые заказы. Зимний павильон компании «Мегафон» в Парке Горького, 2014 год При строительстве павильона «Мегафон» нашей задачей было добавить выразительности уже существующему зданию и связать его с другим павильоном, который возвели к зимней Олимпиаде в Сочи по проекту архитектора Асифа Хана. Мы нарастили высоту за счёт нового фасада из полиуретановых труб, которые используются для водопроводных систем. Верхнюю часть фасада мы оставили незакреплённой, это дало зданию возможность реагировать на ветер и сделало его живым и интерактивным, как и павильон Асифа Хана. Летняя площадка во дворе Музея Москвы, 2014 год В проекте двора Музея Москвы перед нами стояло две задачи: создать инфраструктуру для летней программы музея на открытом воздухе и раскрыть тему московских архетипов. Каждый из объектов был спроектирован как оммаж тому или иному иконическому зданию города, но функциональным для программы музея. Всё решение выстраивалось по принципу «город в городе» и было объединено белым цветом. Тематические павильоны на ЭКСПО в Астане, 2017 год Тематические павильоны международного ЭКСПО в Астане являлись ядрами зон выставки и выполняли функцию рекреационных объектов на главном бульваре. Павильоны были объединены концепцией «движения материи», при этом каждый из павильонов имел собственную топологию волнообразной поверхности. Объекты проектировались как временные, но были включены в категорию «Наследие ЭКСПО» и сохранены. Леонид Слонимский, бюро KOSMOS​ Главный интерес работы с временными проектами заключается в том, что они просуществуют недолго. В этом формате работать приходится на острие ножа: архитектура должна быть яркой, оригинальной, быстровозводимой, с максимально острой концепцией. Материалы и конструкции должны соответствовать: быть инновационными, дешёвыми, лёгкими, с возможностью повторного использования. Мы часто вдохновляемся инфраструктурной архитектурой городов — это та, где нет авторства и придуманной эстетики: строительными лесами, троллейбусными проводами, билбордами. Временные проекты для «Гаража», ЭМЫ, Nike, Пражской квадриеннале — одни из самых важных в нашей практике. Именно они дали нам возможность сделать что-то новое, оригинальное, заявить о своём видении архитектуры. И несмотря на то, что сейчас мы работаем над несколькими проектами постоянной архитектуры — аэропортом на Камчатке, зданием университета в Швейцарии, спортивным комплексом в Италии, — нас по-прежнему очень вдохновляют временные постройки, так как именно в них мы можем предлагать наиболее инновационные решения. Если посмотреть на историю архитектуры, то можно увидеть, что временная всегда была на главном фронте инноваций: от павильонов советских конструктивистов на всемирных выставках, павильонов Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье до современных Serpentine Pavilion в Лондоне или YAP PS1 в Нью-Йорке. Проекты Выставочный павильон музея современного искусства «Гараж», 2012 год На проект выставочного павильона музея «Гараж» у нас было всего пять недель: от победы на конкурсе и до начала строительства. В качестве материала фасада мы использовали сетку для строительных лесов. Культурный кластер ЭМА, 2017 год В проекте культурного кластера ЭМА, как и для павильона «Гаража», у нас был небольшой бюджет. Для фасадов мы выбрали фольгоизол — материал, который применяют в строительстве для теплоизоляции. Многофункциональный спортивный центр NIKE в Парке Горького, 2018 год Конструкция спортивного центра Nike отсылает к билбордам: в этом проекте мы также вдохновлялись инфраструктурой городов. Швейцарский павильон для Пражской Квадриеннале, 2018 год Сейчас мы работаем над маленьким павильоном. Он простоит всего десять дней на Пражской квадриеннале перформанса и театральной архитектуры. Павильон представляет собой лёгкую постройку 5 на 5 метров, с крышей из тончайшей ткани. Тем не менее это удивительно сложное и инновационное пространство. Игорь Чиркин, бюро Project Eleven​ Я люблю временную архитектуру. Мне нравится свобода, раскованность и озорство, которые допускаются, если строишь ненадолго. Это в некотором смысле архитектурный перформанс, который быстро становится воспоминанием, а у воспоминаний не «течёт крыша». У Project Eleven большая часть проектов — временные. Это нам даёт возможность заниматься ключевыми вопросами: поиском архитектурного языка и образа. Мы стремимся избегать задач, в которых значение архитектуры сведено к обезличенной упаковке функции. У временной архитектуры короткий не только жизненный цикл, но и проектный. С точки зрения развития это возможность искать новое, пробовать и экспериментировать. Проекты Информационный павильон в парке «Музеон», 2012 год Павильон «Школа» в парке «Музеон» стал результатом участия в конкурсе. Построить что-то объёмное в первый раз было для меня грандиозным профессиональным событием. Информационный павильон в «Музеоне», 2013 год Инфобокс был сделан по приглашению Евгения Асса в рамках обновления парка «Музеон». С точки зрения архитектурной формы это пока мой самый лучший реализованный проект. Временный павильон для ГК «ПИК» на Пикнике «Афиши», 2018 год Построить павильон на Пикнике «Афиши» нас пригласило агентство Departament. Это был безумный проект, в котором мы сочетали два полярных принципа: ортогональной структуры и хаотичной случайности. Мне сложно представить другую ситуацию, в которой нам удалось бы экспериментировать подобным образом.

ЭМА, павильоны для Nike и Garage: основатели архитектурных бюро — о преимуществах временной архитектуры
© Strelka Magazine