Ещё

Армянская живопись в Нижнем Новгороде 

Фото: Ревизор.ru
Первые выставки современного искусства в Армении состоялись в 1980-е, во времена перестройки. Несмотря на железный занавес, в Армению проникли и глубоко укоренились течения трансавангарда, поп-арта и абстракционизма, которые позже стали основой арт-процесса. В 1990-е годы в стране начал зарождаться арт-рынок, появились новые образовательные и художественные институции, активно поддерживаемые государством и международной диаспорой. О том, насколько интенсивным был этот процесс, свидетельствует появление Гюмрийской биеннале современного искусства в 1998 году — первой выставки такого формата на постсоветском пространстве.
Фрагмент картины Ваган Амалбашян «Гравитация» Фото: Е. Высоцкая
Современная армянская художественная сцена и сейчас продолжает развиваться. В 2015 году национальный павильон Армении получил главный приз 56-й Венецианской биеннале — «Золотого льва». В 2017 году в Армении прошла первая Триеннале современного искусства «Standart», названного в честь одноименного первого авангардного армянского журнала, — в Ереване, Гюмри, на озере Севан и в нескольких исторических музеях по всей стране.
Эти события показывают, что в последние годы армянские художники все чаще обращаются к собственной культуре, истории, обычаям, повседневности, общественным процессам, применяя исследовательский подход и затрагивая важные социально-политические проблемы. Поэтому, в заглавии выставки «Географический опыт». Ведь армянская диаспора большая, художников из Армении очень много. Но участниками проекта стали 17 живописцев, которые в настоящее время живут и работают в Армении.
Рубен Григорян «Зелень», 2015 г. Фото: Е. Высоцкая
На выставке представлены работы нескольких поколений художников, самому молодому чуть больше 30 лет, самому старшему около 80. Срез работ обширный и темы самые разнообразные: картины на джинсах, яркие городские трансформации и абстрактное искусство. Ярко, живо, в духе современности. Поэтому, национальные черты в работах достаточно сложно разобрать. Если убрать подзаголовок и фамилии художников, практически невозможно определить, что это именно армянское искусство.
С одной стороны, выставка кажется классической, много живописи, сочные картины, некоторые с юмором. Но не все так гладко. Работы художников Армении прошли жесткий отбор. Современная ситуация в культурной сфере страны полна политизированности, хотя по картинам явно это не видно. В Армении очень популярен способ выражения протеста через искусство. И многие музеи в стране живут за собственный счет и не получают дотаций от государства. Как вывод: художники достаточно резко «говорят» в своих работах. Отсюда и ограничения по возрасту: выставка открыта только для лиц старше 16 лет.
Карен Оганян «Без названия», 2004г. Фото: Е. Высоцкая
Еще один нелегкий отбор для выставки был в плане контента. В основном армянские художники устраивают акции на улице, создают плакаты, работают с текстом преимущественно на армянском языке, делают большое количество фото и видео-материалов. Материального мало, зато как реалистично и качественно проработаны картины, как точно переданы чувства художника. В зале работы расположили отдельно друг от друга, не ввязывая в диалог между собой.
Неформально выставку «EXTENSION.AM: Географический опыт» можно поделить на 3 блока: урбан, течение pop-art и женское искусство. В блоке «Урбана» можно отметить работу художника Эдгара Амрояна «Москвич».
"Очень много в Армении заброшенных машин. Из них выстраивают изгороди для скота или отгородки. Цепочки из машин. Художник старается это не упоминать в аннотации. Но именно это одна их ярких и характерных картинок Армении", — поясняет куратор выставки Кристина Романова.
Эдгар Амроян «Москвич» (из серии «Старые машины»), 2009-2014 г. Фото: Е. Высоцкая
Публику не меньше впечатлила цианотипия (ручная печать) на джинсовой ткани. Картины Карена Барсегяна «Армянские джинсы» несут не только эстетическую красоту, рождают желание сделать подобное «по мотивам», но в них виден и глубокий смысл. На материале представлены старые открытки и фотографии родного города Гюмри, который подвергся сильному землетрясению в 1988 году и до сих пор не до конца восстановлен. Некоторые здания реконструированы, построены новые, но основная масса жителей пребывает в «лабиринте руин».
"Это целая социальная акция. Художник собирает джинсы по друзьям и знакомым, пишет везде объявления, чтоб ему приносили этот материал. Потом натягивает на его на подрамник и при помощи эмульсии наносит рисунок", дополнила куратор выставки Кристина Романова.
Когда-то джинсы считались признаком элитарности, сегодня «в джинсах» стирается благосостояние и статус. Интересно, что автор использует именно этот материал как платформу для обсуждения социальных проблем.
Карен Барсегян «Армянские джинсы», 2016-2017 г. Фото: Е. Высоцкая
В блоке «pop-art» ярким представителем по праву считается Арман Григорян. По сей день, он работает в этой стилистике и считает себя основоположником армянского «pop-art». Он создал свое направление в живописи, которое высмеивает соцреализм. Яркая палитра и мощные образы Григоряна имитируют мир западной рекламы, соблазнившей людей обещаниями «лучшей жизни», но которые так и остались выдумкой после распада СССР. Картины художника многогранны, много деталей, много образов, и нет определенной точки фокуса.
Арман Григорян «Мы голые», 2014г. Фото: Е. Высоцкая
Художник, куратор, представитель современного искусства Армении, которого нельзя не упомянуть в рамках выставки — Давид Кареян. Как писал критик Вардан Азатян, Давид Кареян был одним из ключевых представителей авангардного искусства Армении и основал в начале 90-х группировку концептуального искусства АКТ. В 1994 году он сформулировал и пустил в оборот идею «чистого творчества». С тех пор он проповедовал восприятие художника как активного гражданина, который, однако, не подчиняет искусство социально-политическим задачам.
К сожалению, судьба художника трагична. В 2011 году он погиб в ДТП. На выставке представлены 2 его работы: «RB-1» и «Естественные слова».
Давид Кареян «RB-1», 2004 г. Фото: Е. Высоцкая
Обращаясь к женской составляющей проекта «EXTENSION.AM: Географический опыт» стоит отметить, что женская армянская живопись не менее красочная, но в то же время мягкая. Триптих «Икона современности» принадлежит 61-летней художнице Аревик Аревшатян. Это изображения 3х классических фарфоровых статуэток с яркими этническими тонами. Каждая картина — по-своему отражает явление армянской живописи.
Всего на выставке представлено около 50 картин и один фильм куратора Евы Хачатрян. Проект ГЦСИ «Арсенал» (Нижний Новгород) и галереи «Триумф (Москва) — „EXTENSION.AM: Географический опыт“ будет работать до 24 февраля.
Напоминаем, возрастное ограничение 16+.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео