Любимый букет императрицы

Обувь и парфюм называют «визитной карточкой женщины». А некоторые марки духов и сапог становятся символом целой страны. Вспомним, как родились легендарные московские бренды­­. Парфюмерная фабрика «Новая заря» и обувная фабрика «Парижская коммуна» — два предприятия столичной промышленности, которые украшают жизнь наших соотечественниц ни много ни мало на протяжении 96 лет. Духи «Красная Москва» причисляют к списку главных советских брендов. «Новая Заря» и сегодня сохраняет их в своем ассортименте. Причем у фабрики, как и у ее самого знаменитого товара, два дня рождения. Основал предприятие выходец из Франции Генрих Брокар: в 1864 году он открыл мыловарню в Теплом переулке, в бывшей конюшне. Впрочем, надолго фабрика там не задержалась: уже в 1869 году переехала в здание на углу Арсеньевского переулка и Малой Серпуховской улицы (ныне — угол улицы Павла Андреева и Люсиновской). Производство быстро расширялось, к ассортименту добавились духи и одеколон. Остроумные маркетинговые ходы помогли Брокару завоевать самые широкие слои населения. Чтобы покорить высший свет, Брокар преподнес великой княгине Марии Александровне, дочери Александра II, букет из надушенных своей продукцией восковых цветов. Это сделало его поставщиком ароматов для российского императорского двора. После революции фабрику «Брокар и Ко» национализировали, переименовали в «Государственный мыловаренный завод № 5», а потом выселили из прекрасных просторных корпусов. Рабочие перебрались в полуразрушенное помещение бывшей обойной фабрики, отремонтировали его — от пола до крыши. И 1 ноября 1922 года предприятие открылось под новым названием — «Государственный парфюмерно-мыловаренный завод «Новая Заря». Это было настоящее второе рождение, или, если хотите, возрождение из пепла. «Известия» 17 июля 1925 года приводили цифры: в 1923 году на «Новой Заре» работали 330 человек, а уже спустя два года— 917, почти столько же, сколько до Первой мировой войны. А месячная выработка продукции составляла 110 процентов от довоенной. В том же 1925 году произошло главное событие в жизни «Новой Зари» — были выпущены духи «Красная Москва». Хотя есть версия, что на самом деле этот аромат появился на 12 лет раньше. Якобы под новым названием стали производить парфюм «Любимый букет императрицы», впервые выпущенный на фабрике Брокара в 1913 году, к 300-летию Дома Романовых. Правда ли это? Документов, которые подтверждали бы тождество рецептур, никто не видел. Известный парфюмер и эксперт по истории духов Галина Анни утверждает со слов коллекционеров, у которых были флаконы «Любимого букета...», что запахи схожи. При этом, скорее всего, состав был модифицирован. — Всех ингредиентов, с которыми работала фабрика Брокара в 1913 году, в Советском Союзе просто не было, — говорит Галина Анни. — Что-то заменили, что-то вышло из оборота вовсе. Видимо, произошла та же история, что с салатом оливье: продукт дворянского быта упростился (вместо рябчиков — вареная колбаса) и сделался доступен широким массам. В 1913 году простая работница и мечтать не смела о «Любимом букете императрицы». А вот «Красная Москва» была, наверное, в каждом советском доме. Дизайн упаковки, безусловно, ничего общего с дореволюционной традицией не имел. В нем зашифрованы внешние приметы сердца Москвы, средоточия новой, советской государственности. Известнее всего самый старый вариант, разработанный художником Андреем Евсеевым: флакон с крышечкой-луковкой, похожей на купол (намек на собор Василия Блаженного?), алая коробка, расчерченная золотыми зигзагами, в которых можно усмотреть стилизованное очертание кремлевской стены. Коробку украшала шелковая кисточка. Внешний вид упаковки «Красной Москвы» стал таким же символом эпохи, как ее запах. После 1970-х годов популярность «Красной Москвы» пошла на спад: закончилась мода на тяжелые цветочные ароматы, возникла конкуренция с французскими духами, потихоньку проникавшими на советский рынок. Однако ценительницы этого запаха есть и сегодня. Покупательница по имени Алсу из Нижнекамска написала на странице интернет-магазина «Новой Зари», что дочь, побывавшая в столице, порадовала ее флакончиком «Красной Москвы»: «Многие бы пользовались этим ароматом». Кстати, в начале 2000-х годов «французское прошлое» вновь напомнило о себе: фабрика запустила совместный российско-французский проект Nouvelle Etoile, официально закрепив сотрудничество с известными французскими парфюмерами и лабораториями по разработке современных косметических новинок и ароматов. Преобразования затронули также дизайн флаконов и упаковки. Доказательством того, что легендарное предприятие не только гордится традициями, но и развивается, могут служить фирменные магазины «Новой Зари» в разных регионах. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Рената Литвинова, актриса, сценарист, телеведущая: — Я... люблю духи «Красная Москва». Запах практически многовековой и был когда-то очень стойким, натуральным... Я, кстати, не понимаю, почему люди не любят, чтобы от кого-то пахло именно насыщенными духами? Мне нравятся насыщенные, информативные запахи. Преимущественно старые. Это же так согревает в нашем холодном климате. Из интервью журналу «Большой город», 2009 КСТАТИ В Южном округе Москвы есть улица Новая Заря. Она получила это название в 1929 году, потому что на ней строили жилье для работников одноименной парфюмерной фабрики.

Любимый букет императрицы
© Вечерняя Москва